Печать

 

Исаакиевский собор должен максимально сохранить музейную функцию, заявляют в Смольном

Санкт-Петербург. 31 января. Глава комитета по культуре Петербурга Константин Сухенко рассчитывает, что государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" в течение этого года будет работать без изменений.

"Пока эти вопросы (передачи Исаакиевского собора в пользование Русской православной церкви - "ИФ") прорабатываются, рано говорить о принятых решениях, каких-то концепциях (...) Надеюсь, что этот год еще поработают в соответствии с принятым бюджетом, в соответствии с программами музея. Мы постараемся максимально сохранить музейную деятельность", - сказал К.Сухенко журналистам в Петербурге во вторник.

"Я считаю, что особенно торопиться (с передачей собора - "ИФ") не надо, учитывая, что это судьбы людей. Это одна из крупнейших культурных организаций города", - сказал чиновник, добавив, что это его личное мнение, и оно не является решающим в вопросе передачи собора.

Ранее стало известно, что власти Петербурга решили передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование Русской православной церкви на срок 49 лет, при этом сохранив его музейную функцию. Здание должно перейти под управление Церкви не позднее 1 марта 2019 года.

Между тем в 2015 году Смольный ответил отказом на аналогичную просьбу Церкви, сославшись на экономические соображения.

Церковь не первый год добивалась передачи Исаакиевского собора. Ранее из состава одноименного государственного музея-памятника ей уже были переданы Смольный и Сампсониевский соборы.

 

Российский священник подарил бойскаутам в Нью-Йорке икону Христа

Москва. 30 января. Российское Братство православных следопытов передало в дар бойскаутам США икону "Спас Нерукотворный".

Церемония состоялась в Нью-Йорке, где в эти дни проходит V Международный скаутский межрелигиозный симпозиум.

Подарок национальному комиссару бойскаутов Америки Чарльзу Далквисту вручил член национального совета Всероссийской скаутской ассоциации, зампред Братства православных следопытов иеромонах Димитрий (Першин) "в знак многовековой дружбы, укорененной в библейских ценностях и устремленной в будущее", сообщил священник корреспонденту "Интерфакс-Религия".

Братство православных следопытов объединяет православных скаутов Всероссийской скаутской ассоциации и является структурным подразделением синодального Отдела по делам молодежи.

 

III Форум православной общественности прошел в Санкт-Петербурге

В конгресс-холле "Московский" 28 января прошел III Форум православной общественности Санкт-Петербурга, в рамках которого состоялся "круглый стол" на тему  "Так примиритесь "красный" с "белым"!". В год 100-летия февральских событий и октябрьского переворота православная общественность Санкт-Петербурга решила поговорить о причинах, приведших страну к страшной и кровопролитной Гражданской войне. 

Заседание открыл председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин. Отец Александр отметил важность того, что православная общественность решила засвидетельствовать свое отношение к событиям, в корне изменившим жизнь в России, подвершим страну и народ тяжелейшим испытаниям.

Сопредседатель Собора православной интеллигенции доктор психологических наук профессор СПбГУ Валентин Семенов призвал участников честно и непредвзято поговорить о том, возможно ли примирение "красных" с "белыми" спустя годы, о тенденциях, разобщающих и объединяющих общество. В первую очередь, по его мысли, необходимо сформулировать адекватное определение "красных" и "белых" и апеллировать в каждой группе с договороспособной ее частью.

Член президиума Совета православных общественных объединений, главный редактор новостного портала "Русская народная линия" Анатолий Степанов себя относит к "белым". Он подчеркнул, что содержание понятий "красный" и "белый" в разные эпохи менялось: "Когда нам говорят, что нельзя вступать в контакт с "красными", так как они храмы разрушали, мы должны понимать, что это были другие люди, а сейчас среди коммунистов немало тех, кто поддерживает Церковь. В то же время "белые", штабные генералы, которые должны были защищать царя, в 1917 году его предали. Нашлось всего двое генералов, которые сообщили, что остаются верны государю, и примечательно, что оба по происхождению не были русскими. Русские генералы забыли, что такое верноподданническое служение". Анатолий Степанов считает, что примирение "красного " с "белым" должно привести к преодолению "трагического разделения русского народа". 

Участники дискуссии коснулись споров по поводу передачи Исаакиевского собора в пользование Русской Православной Церкви. Протоиерей Александр Пелин высказал мнение, что истерия вокруг передачи собора раздута искусственно, чтобы "внести в общество идеи раскола, хаоса, злобы и ненависти друг к другу. Вот основная цель митингующих против передачи Исаакиевского собора Церкви". Отец Александр процитировал евангельские слова: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12,25).

Протоиерей Александр Пелин напомнил о событиях почти 100-летней давности - попытке захвата Александро-Невской лавры группой матросов и солдат в январе 1918 года. Тогда дорогу им преградили безоружные люди, а протоиерей Петр Скипетров, уговаривавший красногвардейцев уйти, был смертельно ранен и скончался в больнице. Впоследствии он был прославлен как священномученик. На следующий день, 20 января 1918 года, с одиннадцати утра от всех столичных храмов двинулись крестные ходы к Александро-Невской лавре. Богомольцев было от нескольких сотен тысяч до полумиллиона человек. Этот пример отец Александр привел, чтобы опровергнуть мнение, что Санкт-Петербург был "нерелигиозным городом". Он подчеркнул, что на "революционные митинги и демонстрации" верующие способны ответить только благословленными Церковью действиями. Ответом протестующим против передачи станет то, что верующие придут в храм, объединятся вокруг евхаристической Чаши, и "тогда мы будем не толпа, но народ Божий, а народ Божий непобедим!" - завершил он.

Тема примирения, преодоления разделяющих обстоятельств нашла живой отклик в сердцах присутствующих. Так, например, эксперт Центра внутриполитических проблем, военный и политический обозреватель радиогазеты "Слово" Максим Лагутин процитировал слова Святейшего Патриарха Кирилла на XVIII Всемирном русском народном соборе: "Судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня - значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия... Мы никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть Россию "Россией без русских", лишенной национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства. Подобный сценарий чреват катастрофическими последствиями не только для нашего государства, но и для всего мира".

По итогам дискуссии была принята резолюция, в которой указывалось, что эпоха жесткого противостояния "белых" и "красных" в российском обществе в целом преодолена. Опыт возрождения традиционных религий России позволяет преодолеть трагедию русского раскола, разъединения и прийти к  созидательному будущему.

Встреча завершилась общей молитвой. Организаторы форума - Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга, Центр этнорелигиозных исследований, движение "Русский лад", информационно-аналитическая служба "Русская народная линия", творческое объединение "Возрождение".

 

В дальнем зарубежье действует 900 приходов Русской церкви

Москва. 27 января. Московский патриархат насчитывает 900 приходов в странах дальнего зарубежья.

"Сегодня мы имеем ясную статистику, показывающую, что за пределами СНГ у Русской православной церкви насчитывается почти 900 приходов", - сообщил глава управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний на круглом столе в рамках Рождественских парламентских встреч в Госдуме.

По его словам, на протяжении последних 25 лет происходит новая волна появления русских приходов за границей, и это связано с тем, что соотечественники стали приезжать за рубеж в поисках лучшей жизни.

При этом епископ особо отметил, что соотечественники за рубежом объединяются именно вокруг приходов, почти при каждом из них существуют школы, в которых изучается в том числе и русский язык.

Со своей стороны глава административного секретариата патриархии, управляющий приходами в странах Юго-Восточной и Восточной Азии архиепископ Солнечногорский Сергий попросил власти содействовать в предоставлении помещений и земельных участков.

Он привел в пример столицу Филиппин, где с 1990 года "только остовы фундаментов стоят, и территория принадлежит российскому государству".

"Если есть такая возможность, то рассмотрите его, по передаче недвижимости, земли для того, чтобы мы там строили приходы, школы и несли достойно миссию Русской православной церкви, проповедуя наши великие ценности, нашу литературу и наш великий могучий русский язык", - заявил иерарх.

В свою очередь митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий предложил создать в каждой латиноамериканской стране центры русской культуры.

 

В Москве презентуют пособие по исламу для православных миссионеров

Москва. 26 января. В Москве вышло в свет пособие для православных миссионеров, среди авторов которого - известные мусульманские деятели и специалисты по исламу.

Издание подготовлено религиоведом, профессором МГЛУ Романом Силантьевым, священником Георгием Максимовым, а также муфтием Фаридом Салманом и известным богословом Валиуллой Якуповым, убитым в 2012 году, который в свое время также принял участие в составлении книги.

"Примечательно, что авторами пособия стали два известных мусульманских лидера, что позволило повысить его объективность посредством изложения мусульманской точки зрения на вероучение их религии", - сообщил "Интерфакс-Религия" в четверг Р.Силантьев.

В пособии объемом 464 страницы и тиражом в 3 тыс. экземпляров освещены наиболее насущные для современных православных миссионеров и всех людей, интересующихся исламом, темы: вероучение, современная мусульманская культура народов России, специфика межрелигиозного диалога и мусульмано-христианских диспутов, способы различения наиболее опасных в России мусульманских сект.

Читатели также смогут познакомиться с характеристиками всех централизованных мусульманских организаций России и биографиями 100 ведущих мусульманских лидеров, описанием исламских общин каждого региона страны и основными чертами новообращенных мусульман.

Презентация сборника состоится в рамках одной из секций XXV Рождественских чтений, которые проходят в эти дни в Москве.

 

За первые два года после Октябрьской революции расстреляли 20 тыс. священников, а к 1920 году из 60 тыс. храмов сохранилось сто - Степашин

Москва. 25 января. В 1917-1918 годах было расстреляно 20 тыс. священников, заявил глава Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин на заседании оргкомитета по подготовке мероприятий к столетию Октябрьской революции.

Он также привел данные, согласно которым к 1920 году в стране осталось всего четыре действующих архиерея, а из 60 тыс. храмов сохранилось сто, сообщает пресс-служба ИППО.

Подчеркнув, что "нигде в мире такого не происходило", С.Степашин назвал революцию в России уникальной тем, что она была направлена против Церкви.

"Пожалуй, из всех революций, которые происходили в мире, это была единственная революция в мире, направленная против основ религии, против Русской православной церкви, против, по сути дела, нашей культуры. Она ударила по становому хребту русской нации, интернировала цвет нации - несколько миллионов человек", - заявил он.

 

Известный повар просит руководство РФ помочь в открытии Русской православной кулинарной академии

 Москва. 24 января. Известный повар Олег Корсаков обратился к властям с просьбой содействовать возрождению русских православных кулинарных традиций.

"Сегодня об этом культурном пласте знания утрачены, и о нем не ведают ни историки Церкви, ни историки России, ни, тем более, повара России. В результате происходит искажение истории, и это наносит ощутимый урон положительному образу России", - говорится в обращении О.Корсакова, копия которого поступила во вторник в "Интерфакс-Религия".

Он призвал оказать содействие в создании музея, посвященного православным символам в русской кулинарии, Школы русских православных кулинарных ремесел и Русской православной кулинарной академии.

"Это возможно сделать, например, на духовном фундаменте "Государева двора" в Измайлово, в столице православия - Москве", - сказано в письме.

О.Корсаков более 20 лет живет в Лондоне и с 1993 года исследует исторические и современные документы в Национальной британской библиотеке, посвященные русской православной кухне.

Русская кухня, по словам повара, была сформирована под влиянием Византии в период XV-XVII веков, затем ее целостность была утрачена в результате влияния западной кухни: приглашаемые в Россию в последующие два века иностранные повара, в основном французские, переделывали русские рецепты на свой манер и меняли их до неузнаваемости. Как результат - сегодня, по мнению кулинара, русская кухня на Западе воспринимается как вторичная, воспроизводящая в основном переделанные как русские, так и иностранные рецепты.

Как выяснил О.Корсаков, трапеза православных россиян являлась неотъемлемой частью богослужения в храме, она была наделена глубоким сакральным смыслом. В частности, пропорции т.н. долгого пирога были такими же, как и Ноева ковчега, в масштабе 1:75. При этом круглый пирог символизировал вечную Церковь Христову, икра - зачатие Спасителя. Значение имели не только вкус еды, но и геометрические формы, цвет, этикет обслуживания стола.

О.Корсаков проработал в 17 странах по линии МИД СССР. Был поваром министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе, шеф-поваром советских посольств в Осло, Белграде и Лондоне, отвечал за приготовление блюд на торжестве по случаю 50-летия восшествия британской королевы Елизаветы II на престол, был неоднократно приглашен готовить для глав королевских домов, европейской аристократии и на приемах в честь руководителей государств.

 

Швыдкой считает справедливым возвращение Русской церкви всех принадлежавших ей храмов

 *** Вместе с тем не стоит забывать, что на поддержание этих зданий требуются большие средства

Москва. 23 января. Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой считает, что Русской православной церкви нужно "вернуть все, что ей принадлежало".

"Моя позиция такова, что Церкви нужно вернуть все, что ей принадлежало. Я имею в виду храмы. В этом есть некая историческая справедливость. Церковь - тот институт, который в значительной степени пострадал в результате революции. Но надо понимать, что в результате 1917 года пострадала не только РПЦ, но и целые социальные группы, включая крестьянство. Нельзя думать о том, что только РПЦ была институтом, подвергнутым репрессиям, геноциду в послереволюционные годы", - сказал М.Швыдкой журналистам в понедельник.

Отвечая на вопрос о целесообразности передачи Исаакиевского собора Церкви, он отметил, что "к такого рода вещам надо относиться осторожно".

"Тем более, речь идет об объекте, который потребует огромных средств на его поддержание. Думаю, принимая подобного рода решения, надо думать не только об этических, религиозных обстоятельствах, но и о материальных", - заключил М.Швыдкой.

10 января стало известно, что власти Петербурга решили передать Исаакиевский собор Русской православной церкви, при этом сохранив его музейную функцию. Между тем в 2015 году Смольный ответил отказом на аналогичные требования Церкви, сославшись на экономические соображения.

Церковь не первый год добивалась передачи Исаакиевского собора. Ранее из состава одноименного государственного музея-памятника ей уже были переданы Смольный и Сампсониевский соборы.

 

Начал работу музей Александро-Невской лавры

 Постоянная экспозиция музея Александро-Невской лавры представлена 22 января в музейно-библиотечном корпусе монастыря. Церемония открытия началась с молебна, который возглавил наместник обители епископ Кронштадский Назарий.

Владыка отметил, что открытие стоит рассматривать как возобновление деятельности музея, хотя прошло более ста лет, как древлехранилище было разорено и в экспозиции нет ничего из того, что было тогда. Большинство экспонатов относятся к XIX - началу XX века. Цели музея - просветительская и миссионерская, посетители смогут познакомиться не только с 300-летней историей лавры, но и с историей Церкви.

Создатели экспозиции также хотели показать, что нельзя противопоставлять Церковь и музейную деятельность. "Мы не только используем сокровища культуры, но сохраняем их, - сказал наместник. - Хочется, чтобы между верующими и сотрудниками музеев было больше взаимопонимания".

Владыка почтил память предыдущего директора музея - приснопамятной Лидии Соколовой, начинавшей его создание.

Нынешний директор музея Роман Катаев отметил, что помощь в его организации оказали Музей истории религии, Эрмитаж и Военно-медицинский музей. Большинство витрин для экспонатов изготовили сотрудники реставрационной, столярной и других мастерских лавры.

Основные экспонаты музея имеют отношение к лавре. Это облачения духовенства монастыря XIX века, (они затем стали реквизитом БДТ), иконы, исторические документы, большинство которых - копии оригиналов, хранящихся в Российском государственном историческом архиве. Вторая часть предметов - собрание икон, которые не были в лавре, а пришли из других источников, в том числе - резные Царские врата. Третья группа экспонатов связана с новомучениками и исповедниками российскими. Среди них - облачение расстрелянного в 1937 году настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Леонида Богоявленского. Он возглавлял Александро-Невское братство в начале его деятельности. Другой экспонат - дверь из тюрьмы на Шпалерной улице. Возможно, в камере за этой дверью сидели осужденные священнослужители, ставшие новомучениками.

Среди раритетов - металлический оклад престола, подаренный Святейшим Патриархом Алексием I в 1957 году, когда открывался Свято-Троицкий собор. Покров престола участвовал в хиротониях практически всех епископов XX века.

Макет монастырских кладбищ - Лазаревского и Тихвинского - дает представление о том, как они выглядели в 1918 году.

Некоторые экспонаты подарены владыкой Назарием. Например, икона святого Александра Невского, которая находилась в разрушенном храме на Дороге жизни. Ее забрал оттуда офицер советской армии, хранил у себя и в конце жизни отдал Церкви. Образ святого Иоанна Воина прихожанка лавры выхватила из костра, в который в начале прошлого века бросали предметы из Святодуховского храма.

К посещению музея допускаются группы по предварительной договоренности. Планируется, что он будет открыт для посещения каждый день.

 

Состоялся Рождественский турнир по шахматам

 Рождественский турнир Санкт-Петербургской митрополии по шахматам, организованный епархиальным отделом по взаимодействию со спортивными организациями, прошел 21 января в духовно-просветительском центре при Феодоровском соборе.

В соревновании принимали участие как клирики, так и миряне, неравнодушные к интеллектуальному спорту, - кандидаты в мастера спорта, перворазрядники и любители. Первое и второе места поделили студент СПбДА иеродиакон Димитрий (Кубеция) и Иван Степанов, однако по дополнительным показателям судьи присудили первое место отцу Димитрию. Третье место заняла тренер Татьяна Иванова, четвертое досталось Петру Нешитову, пятое в острой борьбе завоевал гость из Выборгской епархии Георгий Смирнов. Участники турнира получили памятные призы и грамоты.

Шахматные турниры митрополии проходят в конце января в просветительском центре Феодоровского собора уже третий год.

 

В Донском монастыре Москвы открывается центр психологической помощи населению

 Москва. 20 января. Центр психологической помощи населению начнет работу в понедельник в Донском монастыре Москвы.

Он будет оказывать помощь взрослым и детям, переживающим горе в связи с потерей близких людей, работать с тяжелобольными людьми, имеющими различные заболевания, и их близкими, давать семейные консультации, сообщает пресс-служба обители.

Кроме того, в церкви будут помогать женщинам, пережившим насилие в семье, а также совершившим аборты или имеющим незапланированную беременность.

Консультации будет бесплатно проводить православный психолог Елена Буковская.

 

Барельеф Богородицы с Младенцем предположительно вековой давности нашли в Крыму

Симферополь. 19 января. Фрагменты барельефа Богородицы с Младенцем на руках, предположительным возрастом более века, нашли на территории крепости Керчь – памятника федерального значения в Крыму, сообщила пресс-служба Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

"Найдены два соседних фрагмента, по которым удалось установить образ изваяния – это Дева Мария с Иисусом на руках. Предполагается, что находке более 100 лет. Ее точный возраст определит экспертиза", - говорится в сообщении.

В месте, где нашли части барельефа, раньше было кладбище, а при нем – храм.

Крепость Керчь – памятник оборонительного зодчества второй половины XIX века общей площадью более 250 гектаров. В комплекс построек входят форт Тотлебен, Виленский и Минский люнеты, Ак-Бурунские сооружения и другие объекты.

 

Армия и Церковь пользуются наибольшим одобрением россиян - ВЦИОМ

Москва. 18 января. Из всех государственных и общественных институтов в России в 2016 году наибольшим одобрением со стороны граждан пользовались Вооруженные силы РФ и Русская православная церковь, сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.

"Из всех общественных и государственных институтов, которые мы (ВЦИОМ) замеряем, армия пользуется самыми высокими оценками. В этом году - от 82% до 87%", - сказал В.Федоров, выступая в среду на заседании Совета Федерации.

По его мнению, это связано с новым обликом Вооруженных сил РФ, информационным потоком в связи с военным конфликтом в Сирии, рядом других факторов.

Работу правоохранительных органов, отметил В.Федоров, в течение 2016 года одобряли от 51% до 56% респондентов, судебной системы - от 39% до 44%.

Касаясь оценки деятельности таких общественных институтов, как Русская православная церковь, СМИ, Общественная палата и профсоюзы, В.Федоров сообщил, что "профсоюзы наименее популярны, их работу одобряли от 36% до 41%; чуть получше с Общественной палатой - от 36% до 43%; СМИ - от 60% до 65%.

"Русская православная церковь из всех общественных институтов пользуется наибольшим доверием: ее работу одобряют от 68% до 73% опрошенных", - заявил глава ВЦИОМ.

 

Русская церковь направила в епархии более 12 млн. рублей на создание кризисных центров для женщин

Москва. 17 января. Синодальный Отдел по благотворительности перечислил более 12,6 млн. рублей в 48 епархий на создание новых и расширение существующих гуманитарных центров для беременных и женщин с детьми, попавших в трудную ситуацию.

Эти средства пойдут на закупку необходимого оборудования, зарплату специалистов и минимальное пополнение склада в первые три месяца работы, сообщает во вторник пресс-служба синодального отдела.

Накануне Дня защиты детей в 2016 году по благословению патриарха Кирилла во всех российских храмах прошел общецерковный сбор на нужды беременных и женщин с детьми, находящихся в кризисной ситуации. В итоге было собрано 39 млн. рублей, которые распределяются на конкурсной основе.

Оставшиеся средства будут распределены в феврале.

Сегодня в России действуют 46 кризисных центров с приютами для беременных женщин и матерей с детьми. Также в России работают свыше 60 церковных центров гуманитарной помощи, в течение года в Церкви рассчитывают значительно увеличить их число.

 

Кончаловский положительно расценил передачу Исаакиевского собора Церкви

Москва. 16 января. Режиссер Андрей Кончаловский положительно относится к передаче Исаакиевского собора Русской православной церкви, отмечая, что сущность храма - это не архитектура.

"Он (собор - "ИФ") будет жить. Не может храм жить без службы. Это очень важно. Сущность храма - это не архитектура. Сущность храма - дом, где идет служба", - пояснил режиссер в интервью телеканалу "Россия-1" (ВГТРК).

"Это место, где русская нация должна осуществлять свою исконную религию, которая ей присуща. Нельзя говорить "попы". Да, попы есть, но ведь дело же не в попах, а в этих людях. У них это пытались отнять. Уже вроде бы отняли. Посмотрите, как быстро все вернулось", - продолжил А.Кончаловский.

10 января стало известно, что власти Петербурга решили передать Исаакиевский собор Русской православной церкви, при этом сохранив его музейную функцию. Между тем в 2015 году Смольный ответил отказом на аналогичную просьбу Церкви, сославшись на экономические соображения.

Церковь не первый год добивалась передачи Исаакиевского собора. Ранее из состава одноименного государственного музея-памятника ей уже были переданы Смольный и Сампсониевский соборы.

 

Студия современного христианского искусства открылась в Феодоровском соборе

В соборе Феодоровской иконы Божией Матери 15 января открылась творческая студия христианского искусства ART FEO. На ее базе работают иконописная, золотошвейная, швейная и мозаичная мастерские.

С марта откроются двухгодичные иконописные курсы, которые будут вести выпускники иконописного отделения СПбДА Христина и Александр Коломайнен. Учебный процесс включает лекции по истории иконописи и богословию иконы, освоение базовых иконописных технологий и основ иконописного рисунка и композиции. Кроме того, в рамках творческой студии будут регулярно проводиться мастер-классы по обработке кожи, работе с керамикой, живописи, каллиграфии, колокольному звону.

Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин на церемонии открытия отметил, что это пространство, расположившееся на хорах, хорошо знакомо прихожанам и гостям собора: "Более двух лет здесь проходят различные выставки. Эта деятельность будет продолжаться в новом формате", - сказал он.

На 2017 год уже запланировано четыре мероприятия. 5 марта, в Неделю Торжества Православия, откроется выставка "Страсти Христовы. Образы и мелодии", которая будет работать на протяжении всего Великого поста; в экспозиции будет представлена религиозная живопись и иконопись. Помимо этого состоятся пять концертов различных музыкальных коллективов и пройдут лекции, посвященные теме Страстей Господних в изобразительном искусстве и музыке, а также лекции по библеистике.

20 апреля откроется выставка "По стопам апостолов" - историческая реконструкция материального быта Иудеи I-II веков. Посетители узнают, как выглядела одежда, которую носил Спаситель и его ученики, в какой обстановке проходила Тайная вечеря, какой посудой пользовались в то время и многое другое. Будущие экспонаты реконструируются по образцам музеев на Святой земле. В рамках выставки пройдут мастер-классы, на которых у посетителей будет возможность изготовить одежду или обувь, которую носили апостолы.

Осенью планируется выставка, посвященная Пресвятой Богородице, - "Богородичные образы в религиозной живописи и иконописи", а также персональная выставка прихожанки собора, преподавательницы ИЗО и труда в школе Аллы Смирновой, которая занимается вышивкой картин и икон в оригинальной технике.

"Вдохновляясь 2000-летним наследием христианского искусства, мы создаем новые образцы, понятные человеку сегодня, - рассказал корреспонденту ИА "Вода живая" директор творческой студии современного христианского искусства Ярослав Стародубцев. - Например, одним из направлений золотошвейной и швейной мастерской является создание эксклюзивного облачения по мотивам византийской и древнерусской традиции Православной Церкви". Сам Ярослав занимается иконописью и проектированием облачения. Свой творческий путь он начал под руководством архимандрита Зинона (Теодора).

Выставочное пространство можно осмотреть во время экскурсий, которые регулярно проходят в Феодоровском соборе.

 

Завершён цикл реставрации главного купола кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г.Приозерска

14 января после двухлетней кропотливой работы, совершенной по благословению епископа Выборгского и Приозеоского Игнатия, был завершён цикл реставрации главного купола кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г.Приозерска. Правящий архиерей лично контролировал процесс реставрации кафедрального храма.

Эта поэтапная работа включила в себя полную замену штукатурного слоя, установку вентиляционных каналов, внутреннюю подсветку и фресковую роспись. Работы проводились в соответствии со строгими требованиями к сооружениям данного типа.

В день новолетия многие прихожане были поражены свершившимся изменениями в храме.

 

Исландец слушает передачу патриарха Кирилла, ни слова не понимая по-русски

 Москва. 13 января. Викарий патриарха Московского и всея Руси епископ Богородский Антоний рассказал, что его знакомый исландец, не владеющий русским языком, является большим поклонником патриарха.

"Вот совсем недавно я был в Исландии и встречался с одним человеком, исландцем, и он сказал мне, что он не знает ни одного слова на русском, но каждую субботу слушает передачу "Слово пастыря" и в Интернете с удовольствием слушает проповеди патриарха Кирилла, в которых он сам ни слова не понимает, но чувствует какую-то особенную силу, которая от этих слов исходит", - сказал он в пятницу в Москве на презентации книги "Патриарх Кирилл. Мысли на каждый день года".

Епископ Антоний также рассказал, что по долгу своего послушания очень часто посещает зарубежные приходы, расположенные в самых разных уголках земли, и заметил, что "в наши храмы приходят не только представители тех народов, которые традиционно связаны с Русской православной церковью, приходит очень много людей, не принадлежащих к Русскому миру, которые очень интересуются православием, но не говорят на русском языке".

Книга "Патриарх Кирилл. Мысли на каждый день года" издана и на английском языке в сотрудничестве со Свято-Владимирской духовной семинарией в Нью-Йорке и, как отметили очевидцы на презентации, уже хорошо продается в США.

 

Екатерининский собор в Царском Селе передают Церкви

 Санкт-Петербург. 12 января. Комитет имущественных отношений Петербурга подписал распоряжение о передаче в безвозмездное пользование Русской православной церкви Екатерининского собора в Царском Селе (г. Пушкин).

Распоряжение комитета опубликовано на сайте ведомства. Екатерининский собор передается на основании заявления прихода по федеральному закону о возвращении Церкви имущества религиозного назначения.

Собор в Царском Селе передается на 49 лет. Распоряжение утратит силу, если религиозная организация со своей стороны не подпишет договор в течение трех месяцев с момента его получения.

Собор в честь святой великомученицы Екатерины был заложен в 1835 году по указанию Николая I. Строительство велось по плану и под наблюдением архитектора Константина Тона. Собор был освящен в 1840 году.

В 1938 году Екатерининский собор закрыли. Специальная комиссия после обследования здания предложила использовать бывший храм под театр и кино, а подвальное помещение - как газоубежище. В июне 1939 года собор был взорван, в 1960 году на его месте установили памятник Ленину.

Восстановили храм в 2010 году.

 

Глава РПЦЗ совершит паломничество в Россию по случаю 100-летия Октябрьской революции

 Москва. 11 января. Делегация Русской православной церкви за границей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом совершит паломничество по святыням России, в том числе Крыма.

Оно приурочено к столетию Октябрьской революции и десятилетию воссоединения Русской зарубежной церкви с Церковью в Отечестве, сообщает пресс-служба РПЦЗ.

Паломничество начнется 8 июля и продлится 18 дней. Группа посетит Троице-Сергиеву лавру, храмы Москвы, Рязани, Мурома, Переславля-Залесского, Оптину, Вышинскую пустыни и Дивеевский монастырь.

Несколько дней делегация проведет в Крыму - поклонится святыням Симферополя, Бахчисарая, Севастополя и Ялты.

 

Православные собрали в Москве более 20 тыс. рождественских подарков и 1,5 млн. рублей для нуждающихся

Москва. 10 января. Более 20 тыс. рождественских подарков нуждающимся было собрано в Москве в ходе акции "Дари радость на Рождество".

Кроме того, участники акции перечислили 1,5 млн. рублей на подарки к празднику, сообщает во вторник православная служба помощи "Милосердие", которая провела мероприятие.

Большинство благотворителей переводили средства для приобретения подарков тяжелобольным детям и инвалидам.

"Мы очень рады, что благодаря сотням неравнодушных людей мы можем поздравить с Рождеством наших подопечных, которые так нуждаются в заботе и любви: одиноких стариков, пациентов больниц, детей-сирот. Мы благодарны всем людям, которые приняли участие в акции: принесли подарок в пункт приема или перевели средства на его покупку", - приводятся в сообщении слова руководителя благотворительных программ службы "Милосердие" Анны Белавиной.

Акция в этом году проходила в 12 российских городах.

 

Выставка старопечатной книги открылась в Царском Селе

В духовно-просветительском центре Царскосельского благочиния при храме преподобного Сергия Радонежского 8 января открылась выставка "Русская книга церковной печати".

Представлены книги, подаренные библиотеке благочиния, а также приобретенные ею на протяжении нескольких лет. "Книжный фонд пополняется благодаря добрым людям, - сказал хранитель музея лейб-гвардии Царскосельских стрелковых полков при духовно-просветительском центре Сергей Черниченко. - Есть и наши прихожане, но многие из дарителей даже не живут в Царском Селе. Фонд формируется уже 25 лет. Люди знают, что здесь есть библиотека, и по зову сердца несут книги, имеющие историческую ценность. Многие из них содержат рукописные пометки, экслибрисы, дарственные надписи - наиболее интересные из них отражены в сопроводительных описаниях".

В первом разделе вниманию посетителей представлены издания Священного Писания как на церковнославянском языке, так и в Синодальном переводе. Здесь можно увидеть "Елизаветинскую Библию" (1758), напрестольные Евангелия, отдельные издания Ветхого и Нового Заветов XVIII - начала XX веков.

Во втором разделе представлены богослужебные книги XVIII - начала XX веков: Часослов и Псалтирь, которые помимо прямого назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте, "Чиновник архиерейского богослужения" (1890), "Обиход церковный нотного пения" (1864) и "Чинопоследование Пасхальной службы" (сер. XVIII века).

Отдельный раздел составляют старообрядческие книги: факсимильное издание "Острожской Библии 1581 года" (1914), два Евангелия 1644 и 1653 годов, причем второе из них является порубежным относительно церковной реформы. На выставке также представлены "Книга со всеми службами, тропарями, кондаками, житием скорого на помощь всем призывающим святого Николы, архиепископа Мир Ликийских, Великого Чудотворца, также и чудеса того Великого Чудотворца" (1781) и единственное печатное издание с рукописного оригинала "Толковой Псалтири" XVI века (1896) в натуральную величину.

Гостей приветствовал благочинный протоиерей Геннадий Зверев, хор студентов СПбДА исполнил рождественские песнопения. Среди первых посетителей выставки был директор Российского этнографического музея Владимир Грусман, который отметил высокий профессионализм организаторов.

"Не случайно самая последняя по году издания в нашей экспозиции книга выпущена в 1942 году в Харбине, - отметил Сергей Черниченко. - Выставку можно назвать "Русская книга духовного подполья", по сути это книги-воины. В советское время люди хранили богослужебные книги тайно, ведь за это можно было лишиться не только свободы, но иногда и жизни. Но наши отцы и деды все равно хранили эти книги - Божие слово вселяло в людей надежду на то, что жизнь когда-нибудь вернется в нормальное русло. Книга, изданная в Харбине, - это тема русской эмиграции, изгнания. Тема старообрядчества тоже возникла не случайно, поскольку церковный раскол - трагическая страница истории".

 

"С Богом мы имеем смысл жизни"

Митрополит Варсонофий возглавил празднование Рождества Христова в Казанском соборе

В праздник Рождества Христова, с 6 на 7 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил великое повечерие, утреню и Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель протоиерей Павел Красноцветов с клиром и другие священнослужители.

На богослужении присутствовали губернатор Георгий Полтавченко, депутат Госдумы Игорь Дивинский, другие представители органов власти.

После чтения Евангелия митрополит Варсонофий огласил рождественское послание Святейшего Патриарха Кирилла.

По запричастном стихе поздравление правящего архиерея клирикам и мирянам Санкт-Петербургской митрополии прочитал протоиерей Андрей Герасимов.

По окончании богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

"По милости Божией мы встречаем очередной, 2017 год от Рождества Христова. Кто-то впервые пришел в храм на праздничную службу, а кто-то лет шестьдесят уже ходит. Но сколько бы лет мы ни праздновали, каждый раз по-новому переживаем приход в мир Сына Божия", - сказал архипастырь.

"Мы всем обязаны Господу нашему, потому что без Него мы не спасемся, - продолжил владыка. - С Богом мы имеем смысл жизни, понимаем, для чего живем, создаем семьи, воспитываем детей - чтобы удостоиться Царствия Божия, вечной жизни. Для этого мы ходим в храмы, исповедуемся, причащаемся - живем духовной жизнью. Благодарим Господа за то, что Он довел нас до этого дня. Мы пережили год, укрепились в вере, многие сегодня причастились. Дай Бог, чтобы наступивший год был для вас успешным в духовном плане, да и вообще в жизни. Желаю, чтобы православная вера давала нам силы исполнять заповеди Божии, укрепляться духовно, вразумляться евангельскими истинами, которые Господь преподает нам в течение года".

В ответном слове протоиерей Павел Красноцветов поблагодарил владыку за совместную молитву и подарил ему икону Рождества Христова.

Пятый федеральный телеканал, по традиции, транслировал праздничное богослужение из Казанского собора. Его комментировали преподаватель СПбДА протоиерей Кирилл Копейкин и руководитель сектора коммуникаций информационного отдела епархии Наталья Родоманова.

Казанский собор был возведен в 1811 году. Величественное творение зодчего Андрея Воронихина посвящено Казанской иконе Божией Матери, покровительнице Санкт-Петербурга. Главная его святыня - чтимый образ Богородицы - принадлежала царице Прасковье Федоровне и была привезена ею в город на Неве при переезде царского двора из Москвы после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей России. В храме-памятнике русской воинской славы находится могила фельдмаршала Михаила Кутузова, хранятся трофеи Отечественной войны 1812 года. После издания в праздник Рождества Христова императором Александром I манифеста о победе над Наполеоном в этот день ежегодно в соборе служились благодарственные молебны. В советское время храм использовался Музеем религии и атеизма. После возвращения верующим получил статус кафедрального.

 

Церковь объявит итоги экспертиз "екатеринбургских останков" во втором квартале 2017 года

*** В ходе исследований получены принципиально новые данные

Москва. 4 января. Наместник Сретенского монастыря Москвы епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) рассказал, когда станут известны итоги церковных экспертиз по уголовному делу о гибели членов семьи Николая II.

"Мы надеемся, что, поскольку работа очень объемная и отчет будет очень большим, где-то к концу второго квартала текущего года сможем представить итоги: следователи - в Следственный комитет, а мы - к грядущему Архиерейскому Собору", - заявил в интервью "Интерфакс-Религия" епископ, который входит в церковную комиссию по изучению результатов исследования "екатеринбургских останков".

Что касается признания или непризнания останков святыми мощами, то, по словам епископа, "окончательные выводы будет делать только Архиерейский Собор".

"Идет интенсивная работа. Это и генетические экспертизы, которые ведутся в лучших лабораториях мира. Завершается очень объемная и интереснейшая антропологическая экспертиза с принципиально новыми данными - не могу пока говорить, какими. Институт антропологии занимался, криминалисты, антропологи. Это и историческая экспертиза, в которой задействованы ведущие наши историки-архивисты, и криминологическая экспертиза", - отметил собеседник агентства.

Он назвал новую команду следователей по этому уголовному делу "очень профессиональной".

"Они сейчас уже открыли немало интересного, принципиально важного. Поскольку дело еще не закрыто, мы не имеем права разглашать подробности следствия", - добавил епископ.

Ранее сообщалось, что в июле 1991 года на Старой Коптяковской дороге близ Екатеринбурга было вскрыто захоронение, в котором находились останки девяти человек. Они, по мнению следствия, принадлежали членам царской семьи - Николаю II, его супруге, их дочерям, а также доктору и слугам.

После вскрытия захоронения под Екатеринбургом и проведения экспертиз останки членов царской семьи были захоронены в 1998 году в усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга.

29 июля 2007 года при проведении археологических раскопок к югу от места первого захоронения были найдены останки еще двух человек. Многочисленные экспертизы утверждают, что останки принадлежат детям Николая II - Алексею и Марии. Правительственная рабочая группа предложила провести церемонию захоронения этих останков в родовой усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости. При этом группа допустила возможность дополнительных исследований, чтобы развеять сомнения Церкви в подлинности останков.

Вслед за этим Следственный комитет возобновил расследование по уголовному делу о гибели членов царской семьи. Это позволило начать дополнительные экспертизы с участием Церкви для подтверждения подлинности останков Алексея и Марии.

23 сентября 2015 года в Петропавловском соборе Петербурга в присутствии представителей Церкви были изъяты пробы из предполагаемых скелетов Николая II и его супруги, а также из одежды деда последнего императора - Александра II, в которой тот был в момент убийства. Новая генетическая экспертиза подтвердила подлинность черепов Николая II и императрицы Александры Федоровны. В ноябре 2015 года было проведено вскрытие гробницы Александра III.

В свою очередь Русская церковь учредила специальную комиссию для изучения результатов нового исследования. В случае положительного заключения экспертиз о подлинности останков вопрос о признании их святыми мощами будет представлен епископату для рассмотрения.

Патриарх Кирилл заявил, что следствие по делу об убийстве семьи Николая II завершится, когда будет установлена истина. "Мною получены заверения на самом высоком уровне, что никакой торопливости и привязывания окончания следствия к тем или иным датам допущено не будет. Следствие продлится столько времени, сколько необходимо для того, чтобы установить истину", - сказал патриарх 2 февраля на Архиерейском Соборе в Москве.

 

Премьерный фильм "Отрицаюся… Верую, Господи, и исповедую..." показал телеканал "Союз"

Премьера документального фильма настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрита Гавриила (Коневиченко) и Кирилла Хейфица "Отрицаюся… Верую, Господи, и исповедую..." состоялась 2 января на телеканале "Союз". Кинолента создана в продюсерском центре общины храма.

Это размышление и искренний рассказ священника о времени и о себе, о собственном становлении как верующего человека, а затем пастыря, настоятеля храма, руководителя духовно-просветительского центра и духовника казачьей общины "Невская сечь".

Фильм начинается с недавнего памятного события - освящения всеказачьего собора в Новочеркасске, который очень нелегко строился в течении ста лет. В богоборческое время этот плод трудов, усилий, веры, жертв людей был поруган. История храма символически отобразила многотрудный процесс духовного созидания, падений и промахов на этом пути, возвращения к вере предков. Собор стал зримым знаком возрождения казачества как опоры государства.

В ХХ веке трудно было представить, что на невской земле, в Сестрорецке, появятся казачья община c конвоем святого императора Николая II и даже "маленькой сотней" казачат цесаревича Алексия. Здесь "для обустройства ленинской мемориальной зоны" были уничтожены все храмы, а сестрорецкий поселок Разлив стал коммунистической "меккой" - вторым в СССР после Мавзолея местом ритуального поклонения большевистскому идолу. Там, где вождь пролетариата месяц кормил комаров и писал статьи, скрываясь от царского правосудия, было устроено коммунистическое "святилище".

Тринадцать лет назад в праздник Богоявления озеро Разлив, окруженное ленинскими памятниками и музеями, впервые за долгие десятилетия было освящено и поменяло свой "знак", преобразившись в самую большую крещенскую иордань в Санкт-Петербурге. Крестные ходы стали совершаться не только вокруг первого восстановленного в Сестрорецке храма, но и вдоль озера. Общее делание сплотило верующих - образовалась Богоявленская община. Господь открыл имя истинного, небесного покровителя сестрорецкой земли - священномученика Николая (Клементьева). Началось "раскодирование" территории, на которой зарождалась революция 1917 года и которая была осквернена 70-летним идолопоклонением Ильичу.

Этот процесс чрезвычайно сложен, и спустя сто лет "призрак коммунизма" живуч. Самые впечатляющие кадры фильма сняты на Красной площади в Москве. 2014 год, прием в пионеры, организованный неокоммунистами. На главной площади страны - сотни подростков. Лидер КПРФ повязывает школьникам галстуки цвета крови. Что эти дети знают о новомучениках, о последней царской семье? Вот девочка делится впечатлениями о посещении Мавзолея: "Когда я увидела Ленина, было немного страшно, а потом успокоилась - он же мертвый, не нападет на нас. Он как призрак".

Сто лет - солидная мера времени. Целый век понадобился, чтобы возвести главный казачий храм. Проходит столетие спустя самой страшной трагедии России. Фильм заставляет задуматься - как преодолеть последствия этой трагедии в обществе, в людях, на своей земле, в самом себе? Возможно, для этого понадобится целая жизнь, длинный временной срок. Но этот путь надо обязательно пройти. По словам отца Гавриила, "земная жизнь - это шествие на Голгофу своего спасения".

 

Крестный ход трезвенников прошел в Александро-Невской лавре

В день памяти мученика Вонифатия, 1 января, в Александро-Невской лавре состоялось традиционное молитвенное шествие православных трезвенников.

Более трехсот человек - духовенство, члены трезвеннических общин города и области, все, кто неравнодушен к трезвенному деланию, пришли, чтобы вместе обратиться к Богу с молитвой, понимая, что страшную беду пьянства и наркомании можно победить только с Божией помощью.

Возглавили крестный ход руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при ОЦБСС протоиерей Максим Плетнев, настоятель храма преподобномученика Андрея Критского в поселке Сергиево (Володарском) протоиерей Валерий Швецов и председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии иерей Евфимий Добрянский.

За Божественной литургией в Свято-Троицком соборе многие причастились. В полдень начался крестный ход. По сложившейся традиции, богомольцы совершили заупокойное моление на могиле клирика храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала иерея Александра Рождественского (1872-1905), который в конце XX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. Далее крестный ход двинулся к могиле приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который незадолго до кончины, в феврале 1993 года, благословил возрождение трезвеннического движения в Санкт-Петербургской митрополии. У его могилы была отслужена лития. Затем участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба "Бодрствование" и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение" Владимира Михайлова (1939-2006).

"Сегодня Церковь празднует память мученика Вонифатия, этому святому молятся страждущие от недугов винопития и наркомании, - обратился к верующим протоиерей Максим Плетнев. - Как радостно и правильно - начать год с молитвы, и как печально видеть тысячи заблудших душ наших соотечественников, погибающих от пьянства и нравственного безумия, которое с наибольшей силой проявляется во время празднования гражданского Нового года. Наше малое молитвенное стояние - пример иной жизни, пример борьбы человека со грехом, знак обращенности человека к Богу. Заканчивается Рождественский пост, осталось немного времени, и мы войдем в радость Богоявления, в радость встречи со Христом".

Традиция трезвеннических крестных ходов была возрождена на рубеже тысячелетий, в 2001 году. Нынешний крестный ход - семнадцатый. Новый год считается семейным праздником, но это и самый "пьяный" праздник, свидетельство тому - утренние сводки МЧС. В Новый год употребляют алкоголь даже те, кому он категорически противопоказан, причем пострадавших по вине пьяных часто оказывается гораздо больше, чем пострадавших при употреблении алкоголя.