Печать

 

12 сентября состоялся Крестный ход в честь дня перенесения мощей святого князя Александра Невского в Санкт-Петербург Петром I. Это событие православные называют по-настоящему петербургским действом. Настоятель Князь-Владимирского Собора протоиерей Отец Владимир рассказал нашему корреспонденту о значении Крестного хода для города на Неве, возвращении культурных традиций, повторении истории и ответственности людей.

 

 

Отец Владимир, каково значение Крестного хода для Петербурга?

 

Для меня это наглядный урок сохранения исторической памяти и преемства поколений, и одновременно открытый урок по Основам православной культуры.. Ведь православная традиция на Руси издавна опирается на два источника - Священное Писание или Библию и Священное Предание. Это когда из поколения в поколение передаются исторические события, память о выдающихся людях,  великих подвижниках.  И Александр Невский как раз  является такой личностью. Он вошел в историю с положительным имиджем, как любят сейчас говорить. Это великий полководец, мудрый правитель страны и христианский подвижник. И Крестный ход проходит во славу его личности. Это шествие объединяет верующих и людей светских.

Ведь даже в Советскую эпоху, во время Великой отечественной войны был возрожден орден Александра Невского, которым было награждено более 40 тысяч воинов. Часть из них это ленинградцы. Им в этот день школьники вручают цветы. Казалось бы, это обычное дело, когда молодежь преподносит цветы ветеранам, но в контексте события это очень трогательный момент, наполненный глубоким смыслом. Получается, что это торжество, охватывает почти 800-летнюю историю, Великую Отечественную войну, современные события, оно объединяет целые поколения, эпохи, прошлое, настоящее и будущее. Это урок для молодого поколения о том, как нужно воспринимать нашу историю. Он не только обогащает духовно, но и выстраивает у молодежи правильные нравственные ориентиры.

 

Во времена Петра этот Крестный ход проходил под знаменем мира и обретения Небесного покровителя. традиция вновь была возобновлена в наши дни. Как вы считаете какой смысл можно вложить в это шествие сегодня?

 

Сейчас мы живем во время очень сложной политической обстановки. Против России выдвигаются обвинения, нас обложили санкциями. На нас пытаются оказывать давление, нами пытаются руководить. Возможно, это случилось потому, где-то мы не смогли отстоять свои позиции. На мой взгляд, для этого не нужно никого вооружать, призывать к противостоянию. Нужно просто обогатить народ знаниями, об истории и традициях народа,  нашем, культурном наследии.

Отрадно, что сейчас  в школе введен курс для четвероклассников Основы православной культуры, и детям рассказывают об Александре Невском, лавре, других культурно-исторических и православных памятниках. И Крестный ход в этом плане имеет огромное значение. Крестный ход способствует тому, чтобы всякие санкции, чуждая пропаганда, не ложились бы на нашу внутреннюю душевную пустоту. И если мы будем заполнены знаниями, то никакие трудности нас не смогут сломить. Нужно помочь людям стать в своем доме хозяевами. И тогда мы сможем встречаться с традициями, натиском и убеждениями другой культуры, без страха потерять свою идентичность, свое лицо. Смысл Крестного хода в возрождении традиций и обретении национальной православной культуры.

 

Кто примет участие в Крестном ходе? Как планируется это мероприятие? Какие меры безопасности будут соблюдены?

 

По опыту  предыдущих лет, когда проходил Крестный ход, это было самое мирное мероприятие. В 11 часов от Казанского Собора по Невскому проспекту за час процессия подходит к площади Александра Невского. В ней принимают участие священнослужители. Для народа это довольно серьезное расстояние. Когда процессия подходит к Александро-Невской лавре, рядом, в Свято-Троицком соборе заканчивается богослужение, и народ из собора сливается с Крестным ходом и заполняет площадь. Это очень красивое, сильное зрелище.

Отрадно, что городская власть и первые лица города считают своей обязанностью принимать участие в этом мероприятии. Обычно выступает губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко, здесь же выступают Председатель Законодательного собрания, вице-губернаторы, первые лица города, ветераны, курсанты военных училищ, молодежь. После выступлений начинаются культурные мероприятия. Это поистине городской праздник, не имеющий ничего общего с политикой. Здесь не может быть провокаций, политических лозунгов, призывов, поскольку сама атмосфера мероприятия вне политики.

 

Что такое вообще “Крестный ход” в понимании православного человека? Какие чувства изначально выражало это событие? И как случилось, что Кровавое Воскресенье тоже начиналось с Крестного хода?

 

Начну с того , что крест для  православного человека - это символ победы жизни над смертью, добра над злом. Это пересечение - вертикали и горизонтали, где вертикаль, устремленная вверх, символизирует Божественное начало, а горизонталь - начало  человеческое. И Крестный ход изначально трактовался как торжество истины, всего доброго и светлого. Поэтому это мирное шествие кроме икон и хоругвей ничего другого не допускало. И здесь не могло быть никаких политических лозунгов и плакатов. Но в 20 веке, под влиянием революционных идей, которыми увлеклись некоторые представители духовенства, поп Гапон почему-то решил, что через Крестный ход можно предъявить претензии царю.

И когда войска начали давать отпор политическим требованиям, этим воспользовались революционные силы и обострили ситуацию до кровопролития...

...Есть такой церковный праздник Преображение, который говорит о духовной эволюции, Преображение означает, что нравственность должна быть во главе угла, и все преобразования должны идти эволюционным, а не насильственным путем.  И даже научные открытия должны проходить через совесть и нравственность, а не отвечать ежеминутным потребностям человека.. Прогресс – эксплуатация человеком природы с целью извлечения пользы для себя. Если преображение  является вертикалью, то прогресс - в большинстве случаев это горизонталь. Также и в общественных процессах. Если  люди хотят лучшей жизни, то начинать нужно с себя. Развиваться духовно, становиться лучше, соблюдать правила и законы, жить по совести. Тогда в нашей жизни действительно что-то начнет меняться.

 

Нынешний год - год 100-летия революции. Как на ваш взгляд она отразилась на истории России? Если сравнить 1917-й и 2017-й, повторяется ли история, и в чем вы видите выход из сложившейся ситуации?

 

К сожалению, на мой взгляд, повторяется. В 1917 революционные силы хорошо использовали такие недостатки нашего народа как зависть и лень. Помните лозунг “Грабь награбленное!” Это призыв разума, помутненного завистью. На народной зависти строилась классовая борьба.

В конечном счете, революцию делали те, кто не очень-то работал, хотя социалистическая эпоха отличалась уважением к труду и труженикам. Революционеры выдвигали христианские лозунги - свобода,  равенство, братство, а на деле все вылилось в насилие и диктатуру. В результате мы получили 20-век с жуткими последствиями репрессий. Власть объявила что Бога нет, а значит, как сказал Федор Михайлович Достоевский, все позволено. Отвергнув Бога, люди усыпили совесть.

 

И сейчас та же ситуация. Власть тоже сконцентрирована в одних руках, а оппозиция всевозможными разоблачениями разжигает зависть у людей, настраивает их агрессивно. Это очень опасно и очень тревожит.

Выход я вижу в контроле и воспитании ответственности в людях. Должен быть контроль над средствами. Почему-то у нас в стране стало нормой то, что каждый объект финансируется по два-три раза. Каждый должен нести ответственность за то, что делает и как.

 

Что вас радует в нынешнем времени, а что приводит в недоумение?

 

Радует в жизни то, что сейчас у нас появилась свобода выбора. Например, свобода выбора вероисповедания. Мы можем открыто говорить о христианских идеалах, традициях. Во многих церквях сформировались свои приходы, создаются общины, ведется благотворительная деятельность на пользу людям.. В некоторых приходах есть свое подсобное хозяйство.

Радует то что сейчас конфессии находятся в системе соревнования. У нас есть возможность общаться друг с другом и совершенствоваться. Сегодня есть свои благотворительные программы у лютеран, католиков, мусульман, направленные на то, каким образом помогать нуждающимся. И, должен признать, что-то у них лучше, а что-то у нас лучше.

Сейчас можно открыто высказывать свою позицию, но иногда эта возможность используется для разжигания споров на пустом месте.

Меня подчас удивляет потребность псевдопатриотов протестовать против созданных произведений. Пример той же “Матильды”. Я этого фильма сам не смотрел, но знаком с дискуссией по этому вопросу. У художника было свое видение, и он имел на это право! Почему бы тогда в противовес этому фильму протестующим не создать что-то свое лучше, правильнее, патриотичнее? Если в фильме “Матильда” есть действительно что-то такое, что дискредитирует чувства зрителей, у каждого есть альтернатива не смотреть этот фильм. И это тоже будет свобода выбора. Я например такие фильмы не смотрю, а смотрю на церковных теле- и радиоканалах то, что мне нравится.

 

 

Согласны ли вы с тем, что наше общество переживает тотальный кризис во всех сферах существования. И снова, есть ли выход?

 

На мой взгляд, кризис это не то слово. Я в этом вопросе оптимист. За период существования Советской власти Россия была духовно истощена. Не было доступа к первоисточникам культуры, мы были лишены многих традиций, духовных ценностей. Сейчас идет период становления, период роста. Разумеется, допускаются ошибки. Но в целом общество растет у У молодых людей появляется  чувство ответственности. Многое делают и бизнесмены, которые отождествляют свое будущее с Россией. Возвращаются традиции. И будущий Крестный ход тому подтверждение. Мы живем в  самодостаточной стране, с огромной самобытной культурой. За последнее время у нас стала выстраиваться созидающая система, и я верю, что у России большое будущее.

 

Что бы вы посоветовали нашим читателям в минуты переживаний, трудностей, непростых жизненных ситуаций? Каково так называемое средство от депрессии?

 

В любом случае не терять присутствия духа. В самой тяжелой жизненной ситуации нужно себе вовремя сказать “стоп”. Пойти в храм, в театр, заняться практическим трудом. Можно послужить ближнему. Иногда помощь другому оказывается целительной и для себя самого. Одним словом, нужно действовать, а не предаваться растерянности. Растерянность и уныние - это грех,  своего рода разновидность безответственности.  Надо брать в руки свое будущее, которое зависит от нынешних действий. Труд и доброделание – это самое лучшее лекарство от лени и депрессии.

 

 

Интервью опубликовано в газете «Петроградская перспектива» № 15 от 13 сентября 2017 года