Память жертв репрессий почтили в Санкт-Петербурге

 

 В день памяти жертв политических репрессий, 30 октября, в Санкт-Петербурге состоялась акция «Хотелось бы всех поименно назвать...» - поминальное чтение имен пострадавших в ходе массовых арестов, выселений и расстрелов 30-х годов XX века.

Имена погибших в годы советских репрессий зачитывались непрерывно у Соловецкого камня на Троицкой площади, на Левашовском мемориальном кладбище, в саду Фонтанного дома у музея Анны Ахматовой, у стен Феодоровского собора, у памятника Федору Достоевскому. Страницу из мартиролога мог прочитать каждый желающий, а кроме этого - назвать имена пострадавших родных и близких. Акция прошла при поддержке правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской епархии. Первый листок с именами прочитал уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов.

У Соловецкого камня на Троицкой площади заупокойную литию совершил настоятель домового храма великомученицы Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове, руководитель епархиальной радиостанции «Град Петров» протоиерей Александр Степанов.

«Мы собираемся не слишком большим числом, - обратился он к присутствующим. - Эта немногочисленность наших молитвенных собраний говорит о том, что к сожалению, все то, что произошло с нашей страной сто лет назад, не оказалось в центре внимания большинства ее жителей. Вокруг ходят сотни тысяч, которым это неинтересно. Мы оказываемся в том же состоянии, что и общество сто лет назад: большинство считало, что ничего страшного произойти не может, мы живем в цивилизованной стране, бывают эксцессы, но все само собой рассосется. Но мы знаем, что произошло, и должны понимать, что покаяния не случилось. Оно должно было отразиться в конкретных действиях и властей, и общественности, и Церкви, эти действия должны быть направлены на то, чтобы такого не повторилось. В школьных учебниках должно быть внятно написано, чтобы дети, изучая родную историю, понимали, что этот период был одним из был самых страшных, и нельзя допустить, чтобы подобное повторилось. Должны быть законодательные акты, должен быть независимый суд. Много мер, которые должны быть направлены на то, чтобы в сознании людей укоренилось - такого не должно быть. И если хоть малейшие признаки этого появляются, это должно вызвать общий протест. К сожалению, ничего такого не произошло. Будем молиться и призывать милость Божию на наш мало задумывающийся народ, на нас самих и надеяться на милость Божию, на молитву праведников, которые своею кровью сделали то, что мы, живущие ныне, не можем, ленимся, не готовы сделать реально в нашей жизни».

В акции приняли участие актриса и депутат Заксобрания Анастасия Мельникова, актеры Сергей Мигицко, Андрей Ургант, режиссер Андрей Звягинцев.

Писатель Евгений Водолазкин, обращаясь к собравшимся, отметил, что Соловецкий камень можно считать символом России: «Там был не только монастырь, но и лагерь, были явлены вершины человеческого духа и совершены преступления, о которых говорить жутко. Я в свое время выпустил книгу «Часть суши, окруженная небом», и заниматься ее подготовкой было очень тяжело психологически. Будем помнить о жертвах, молиться за них, Царствие им Небесное».

На Троицкой площади в этот день открылась выставка «Город, которого нет…», посвященная тому Петербургу, который был безвозвратно потерян в результате событий 1917 года.

Как рассказала корреспонденту ИА «Вода живая» принявшая участие в акции горожанка Санкт-Петербурга Марина, она не знает тех трех человек, имена которых прочла. «Но чувствую, что быть к этой трагедии равнодушной невозможно. К сожалению, я не знаю своих родственников и предков, даже ближайших, потому что меня удочерили, я не знаю своих настоящих родителей. Но у меня возник внутренний вопрос - к кому отношусь я как наследник своих родителей: к тем, кого мы поминаем, пострадавшим, замученным, ссыльным, расстрелянным, или к палачам, которые творили этот ужас, этот красный террор. Это вопрос важен для меня. Он должен остро и актуально стоять для каждого. В первую очередь - для тех, кто не знает своих корней. Если есть возможность, нужно узнать правду о своем происхождении. Если ты относишься к роду палачей, то молиться о погибших соотечественниках с удвоенной силой». 

Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин отметил, что сегодняшний день объединяет людей верующих и неверующий, всех, кому дорога память о репрессированных: «Инициатива принадлежит не Церкви, но при этом мы, верующие, присоединяемся к этой акции, и наше чтение носит молитвенный характер. Мы начинаем его и заканчиваем молитвой об усопших». В чтении имен приняли участие также клирики собора иереи Алексий Волчков и Владимир Коваль-Зайцев.

30 октября - день памяти жертв политических репрессий - с 1991 года установлен в России как общегосударственная памятная дата. В Санкт-Петербурге традиция поминовения наших соотечественников, пострадавших в годы репрессий, началась панихидой 21 октября 1989 года на Левашовском мемориальном кладбище, а затем публикацией списков расстрелянных в годы Большого террора. Русская Православная Церковь уже не первый год принимает участие в подобных акциях.

Церемония «Хотелось бы всех поименно назвать…» проходит в рамках всероссийской акции «Молитва памяти», которая в нынешнем году прошла в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Томске, Твери, Самаре, Воронеже, Пскове, Архангельске, Вельске, Камышине, Истре, Коломне, Электростали и других городах России. Акция проводится с 2010 года, изначально ее инициатором выступило Преображенское братство - крупнейшее объединение верующих в Русской Православной Церкви.

Организаторами акции в Санкт-Петербурге выступают центр «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербургская общественная организация «Мемориал», Свято-Петровское малое православное братство, мемориально-просветительский и историко-культурный центр «Белое дело», Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Феодоровский собор, Литературно-мемориальный музей Федора Достоевского.

 

Памятник православным братствам открыт на Левашовском кладбище

 Первый в России памятник православным братствам был открыт 28 октября, в преддверие всероссийского дня памяти жертв репрессий, на Левашовском мемориальном кладбище. Монумент, выполненный художником Еленой Александровой и архитектором Ингой Вержбицкой, установлен на частные пожертвования и грант конкурса «Православная инициатива».

Молебен и освящение памятника возглавил епископ Кронштадтский Назарий, наместник Александро-Невской лавры. После молебна была отслужена лития.

В церемонии приняли участие настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Вячеслав Харинов, сестры Свято-Георгиевского сестричества, представители епархиального духовенства, прихожане и члены братств, представители администраций Выборгского района и поселка Левашово.

Владыка Назарий отметил, что имена большинства мучеников, прославившихся стоянием за веру, не известны. Церковь канонизирует часть из них - тех, о ком сохранились документальные сведения. «Мы знаем: чем более жестокий режим, тем более тщательно он регистрирует свои злодеяния, - подчеркнул он. - Это было и в Римской империи, откуда сохранились мартирологи первых мучеников. Это было и в фашистское время. И большевистская, затем советская власть фиксировали многое о своих жертвах. Тем не менее, только Господь знает, сколько мучеников прославлено Им».

Владыка напомнил, что Александро-Невское братство по инициативе братии лавры было возобновлено и более десяти лет занимается катехизацией и просветительством. Одно из его дел - изыскание имен, которые еще не попали в синодик.

 «Мы должны быть готовы к тому, что могут прийти времена, когда понадобится ставить перед собой такие же задачи, как ставило Александро-Невское братство, которое возникло в 1918 году как ответ на убийство протоиерея Петра Скипетрова, одного из первых новомучеников. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что Церковь взращена на крови мучеников. Кровь отца Петра стала семенем, из которого возродилось братство. Затем образовалось множество, возможно, немногочисленных, но деятельных братств. Друзья - это те, которые возникают в детстве, юности, с которыми мы идем по жизни. Братство - то, что возникает в Духе Святом, потому что только Господь может заставить нас назвать друг друга братьями и сестрами. Братства возникли под действием Духа Святого, Который восстал на защиту Церкви, которую основал Христос. Людям, которые в них вошли, ничего не было страшно. По-человечески все имеют страхи. Самый необходимый - это страх Божий, но по-человечески мы боимся потерять близких, свободу, жизнь. Когда же Дух Святой с такими людьми, они забывают о страхе и становятся, как те мученики, которые были при возникновении Церкви».

Вице-губернатор Константин Серов отметил, что те, кого сегодня помянули, своими жизнью, подвигом противостояли злу, которое пришло на Русскую землю, и нужно извлечь урок из тех событий, избегать разделения и вражды.

От имени инициаторов создания памятника участников церемонии приветствовала Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского малого православного братства.

Первый проректор Свято-Филаретовского православного христианского института, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак отметил, что необходимо проявить усилия для восстановления исторической памяти, но при этом следовать не столько букве, сколько духу: «Мы, в надежде следующие за Христом, должны не только оглядываться назад в прошлое, но и стараться быть носителями того духа Христовой жизни, который соединил братьев и сестер в православные братства на Руси в самые трудные времена».

Анатолий Чельцов, внук священномученика протоиерея Михаила Чельцова, чье имя высечено на плитах памятника, рассказал о деде, который был настоятелем Троице-Измайловского собора и председателем епархиального совета. Он дважды приговаривался к смертной казни, по делу митрополита Вениамина, когда расстрел заменили пятью годами лагерей, и в 1931 году на Рождество Христово, когда приговор был приведен в исполнение. Место захоронения не известно. Пострадали от советского режима и трое сыновей священномученика. В 1935 году старший сын Павел с малолетними детьми и женой был выслан за Урал, воевал, погиб, похоронен в братской могиле в Белоруссии. Среднему сыну Семену в 1938 году, когда он был студентом, было предложено публично отречься от отца, и он отказался. Документы по его делу были обнаружены прошедшим летом: он был приговорен к десяти годам лагерей, но в 1942-м скончался в Архангельске на лесоповале. Младший сын, Георгий, был арестован в 1945 году и приговорен к пятнадцати годам, отсидел весь срок и дождался реабилитации при жизни.

Составитель «Ленинградского мартиролога», директор центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов отметил, что установка памятника совпала со 100-летием революции и 80-летием начала террора: «Левашовское кладбище - крупнейший могильник для расстрелянных: летом 1937 года здесь гуляли дети, затем одиннадцать гектаров обнесли высоким забором, и полвека никто не знал, что за ним творилось. Сейчас сюда снова пришли дети - значит, мы на верном пути, мы превращаем места ужаса в места памяти».

Приветствия по случаю освящения памятника направили митрополиты Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, Красноярский и Ачинский Пантелеймон, потомки репрессированных братчиков.

По оценкам историков, в Петрограде в начале XX века было более тридцати православных братств. Мощным импульсом к их возникновению стал призыв Патриарха Тихона в 1918 году. Члены братств защищали от поругания и разорения святыни Александро-Невской лавры, устраивали в голодном Петрограде благотворительные обеды, помогали семьям заключенных, работали в больницах и детских домах, поддерживали уникальный Богословский институт для мирян, проводили открытые беседы и лекции о вере. Православные братства были ликвидированы советской властью к 1932 году. Почти все их руководители оказались в тюрьмах и ссылках. Однако, как отмечает историк Сергей Фирсов, впоследствии «именно из братской среды выходили лучшие церковные деятели, оказавшие огромное влияние на формирование следующего поколения священнослужителей».

 

«Боевое братство» по просьбе Русской церкви передало подарки для 2,5 тыс. сирийских детей

 Москва. 27 октября. Представители всероссийской организации ветеранов «Боевое братство» привезли подарки православным детям Сирии, сообщает в пятницу пресс-служба братства.

«По просьбе Русской православной церкви и при содействии Центра по примирению враждующих сторон мы привезли для 2,5 тысяч сирийских учеников воскресных школ при храмах Латакийской митрополии Антиохийской православной церкви игрушки и школьные принадлежности», - говорится в сообщении.

Митрополит Латакийский Иоанн поблагодарил Русскую церковь и народ России за помощь и поддержку в трудное для Сирии время. Он также благословил совершение для русскоязычных жителей Латакии богослужений на родном языке. Предполагается, что их будут совершать священники из России, окормляющие военнослужащих авиабазы «Хмеймим».

В Церкви не разрабатывали курса основ семейной жизни, но считают его важным

 Москва. 26 октября. Русская православная церковь не предлагала вводить курс изучения семейных ценностей в школе, но считает эту инициативу перспективной, заявил замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Идея введения в школьную программу курса, направленного на изучение ценностей семейной жизни с нами пока не обсуждалась, она не является церковным предложением. В то же время кризис семейных ценностей требует безотлагательных мер, в том числе в сфере образования, и мы открыты к обсуждению идеи введения подобного курса с министерством образования, уполномоченным по правам ребенка, родительскими организациями, другими учреждениями и всеми здоровыми общественными силами», - сказал В.Кипшидзе в четверг корреспонденту «Интерфакс-Религия».

Ранее в ряде СМИ была озвучена инициатива родительского сообщества о введении в программу средних школ России предмета «Нравственные основы семейной жизни».

 

Православные психологи будут дежурить в ОЦБСС

 Общество православных психологов Санкт-Петербурга организует консультации в помещении епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Опытные психологи, основываясь на христианском учении о человеке и ценностях христианской жизни, помогут в трудных жизненных ситуациях. Те, кто испытывает затруднения во взаимоотношениях с близкими людьми и на работе, не может найти общий язык с детьми, чувствует себя одиноко, кого преследуют тревоги, страхи, чувство неуверенности в себе, могут прийти на консультацию.

Дежурство психологов в ОЦБСС:

Шеховцова Лариса Филипповна - понедельник (14:00 - 16:00);

Лебедева Ольга Станиславовна - вторник (16:00 -18:00);

Ахраменко Ирина Владимировна - пятница (17:00 - 19:00);

Северова Наталия Валерьевна - воскресение (12:00 14:00);

Стоякова Вера Викторовна - вторник (14:00 - 16:00);

Пивоварова Наталья Александровна - среда (17:00 - 19:00; 3-я среда месяца);

Гришина Елена Николаевна - понедельник (16:00 - 18:00);

Багиева Ирина Викторовна -  четверг (16:00 -18:00).

Запись на консультации по телефону 8-931-408-14-19 с 10:00 до 17:00 по будним дням. С резюме консультантов можно ознакомиться на сайте.

 

Состоялась фотовыставка к 100-летию восстановления патриаршествa

 100-летию восстановления патриаршества были посвященa фотовыставка «Под омофором», которая прошла с 18 по 22 октября в Святодуховском центре Александро-Невской лавры в рамках форума «Добрый пастырь».

Обращаясь к гостям, наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий напомнил о трагическом юбилее - 100-летии революции, которая кровавым колесом прокатилась по России, по судьбам церковных людей. Этой дате, а также столетию восстановления патриаршества посвящен форум «Добрый пастырь».

Говоря о фотовыставке, владыка обратил внимание на ее хронологию, подчеркнув, что расположение фотографий по годам служения Предстоятелей представляется ему удачным:

«Все Патриархи были избраны промыслом Божиим в тот период, который требовал на служение Церкви именно их. Начиная со Святейшего Патриарха Тихона, каждый нес на своих плечах особую миссию».

По словам наместника, с последствиями событий столетней давности мы сталкиваемся постоянно. Этот трагический юбилей необходимо трезво, четко, правильно оценить, поскольку отголоски далеких событий не заканчиваются здесь и сейчас, но продолжают влиять на современность и на будущее страны.

Служение Патриархов Русской Православной Церкви с 1917 года по настоящее время представлено в фотоматериалах, предоставленных музеями Санкт-Петербургской епархии, Московской духовной семинарии, Александро-Невской лавры, Государственным музеем истории религии, архивом Свято-Тихоновского православного университета.

Открытие выставки сопровождалось концертом «Добрый пастырь», состоявшем из произведений, музыку или стихи которых написаны священнослужителями Русской Православной Церкви. Среди них были произведения современных церковных композиторов, так и живших в начале XX века, например, митрополита Серафима (Чичагова), расстрелянного советскими властями и прославленного в лике священномучеников.

 

Состоялся семинар для молодежи по работе в соцсетях

 Семинар по работе в соцсетях провел 21 октября епархиальный отдел по делам молодежи. Он включал доклады и дискуссии.

Помощник благочинного Петродворцового округа по молодежной работе Данил Иванов представил доклад «Продвижение молодежных проектов в социальных сетях». Он предложил два способа привлечения молодежи. Первый - традиционный: повесить афишу на приходской стенд, сделать объявление после проповеди, раздать листовки, выступить перед школьниками. Второй - продвигать проекты в соцсетях. Данил рассказал о размещении анонсов в тематических группах.

Руководитель «Института семьи», специалист по интернет-рекламе Александр Аверьянов выступил с докладом «Сила контента. Даешь репост», в котором поделился способом продвижения группы «ВКонтакте» через контент, методиками привлечения первого внимания и дальнейшего взаимодействия с участниками группы, рассказал о видах контента.

Старший преподаватель Экономического университета, преподаватель информационных технологий на епархиальных курсах религиозного образования и катехизации Дмитрий Федоров в докладе «Социальные сети. Pro et contra» подчеркнул, что соцсети - сравнительно новое, но ставшее неотъемлемой частью бытовой культуры явление, и оно требует христианского осмысления. Популярность соцсетей объяснятся тем, что они удовлетворяют базовые потребности человека - в частности, в безопасности. Виртуальность, по ощущениям человека, охраняет его от опасного внешнего мира. Но в результате на нахождение в ней уходит все свободное время. Среди плюсов соцсетей - возможность общения с теми, кто находится далеко, а также возможность миссии.

Ответственная за информационное направление отдела по делам молодежи Анастасия Рисова привела данные о количестве молодежных клубов, их соотношении с группами «ВКонтакте» и наполняемости групп. Из шестидесяти молодежных сообществ 39 имеют интернет-ресурс, и лишь 18 ведут регулярную поддержку группы. Также был поставлен вопрос о выборе хештега для православных молодежных сообществ Санкт-Петербурга. Были предложены варианты: #вПитережить, #weareyoung, #мымолоды.

Председатель отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский анонсировал проведение итоговой конференции «Работа с молодежью-2017», которая состоится 21 декабря. Ожидаются гости из других епархий, а также председатель Синодального отдела по работе с молодежью епископ Люберецкий Серафим.

 

Российские и греческие моряки приняли участие в панихиде по случаю 190-летия Наваринского сражения

 Москва. 20 октября. В греческом порту Пилос в пятницу прошли основные мероприятия, посвященные 190-летию Наваринского морского сражения, сообщил «Интерфаксу» представитель Черноморского флота ВМФ России капитан 1 ранга Вячеслав Трухачев.

«В торжествах приняли участие экипажи российского большого десантного корабля «Азов» Черноморского флота и фрегата ВМС Греции Navarinon», - рассказал он.

Моряки двух стран присутствовали на литургии в местном православном храме, панихиде и церемонии возложения венков к монументу на площади Трех Адмиралов, где увековечены имена командующих союзными эскадрами России, Великобритании и Франции адмиралов Логина Гейдена, Эдварда Кодрингтона и Анри де Реньи, принимавшими участие в сражении.

Сражение объединенных эскадр России, Англии, Франции с османским флотом произошло в Наваринской бухте 20 октября 1827 года. Победа союзников в сражении оказала решающее влияние на исход борьбы греческого народа за свою независимость.

 

В духовных школах Русской церкви впервые в истории начнут преподавать по единым учебникам

 Сергиев Посад. 19 октября. Преподавание в духовных школах Русской православной церкви отныне будет вестись по единому стандарту.

Ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. Кирилла и Мефодия, глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион представил в Московской духовной академии учебные пособия нового поколения для бакалавров духовных школ, сообщает пресс-служба аспирантуры.

«До недавнего времени у наших духовных школ не было не только единообразных учебных пособий, но и единого образовательного стандарта, отсутствие которых существенно снижало качество образования», - сказал архиерей на презентации.

При этом он подчеркнул, что подобный масштаб работы не имел прецедентов в истории российского духовного образования и что задача выпуска таких учебников стояла перед русской церковной наукой последние три десятилетия.

Всего на сегодня презентовано три крупных работы: «Четвероевангелие», антология «Святые отцы и учители Церкви» и «История нехристианских религий». Последний учебник уже опробован в практике преподавания в Сретенской духовной семинарии и получил высокую оценку специалистов, в том числе светских, отмечают в аспирантуре.

Ранее Высшим церковным советом под председательством патриарха Кирилла была создана рабочая группа по выработке единого образовательного стандарта и оценке качества учебников для бакалавриата духовных школ.

 

В США появился свой закон о защите чувств верующих

 Москва. 18 октября. Министерство юстиции США опубликовало Меморандум о законодательной защите религиозных свобод для всех административных учреждений и исполнительных органов государства.

Документ, подписанный генеральным прокурором Джеффом Сешнсом, содержит 20 принципов защиты свободы вероисповедания и существенно расширяет права и свободы верующих, в том числе возможность влияния на политику государства, сообщает в среду газета «НГ-Религии».

Среди прочего меморандум предусматривает право работодателя отказывать в трудоустройстве по религиозным мотивам, и, по мнению ряда экспертов, эта причина становится универсальным инструментом против неугодных служащих.

Наиболее резко откликаются на меморандум представители меньшинств и светские правозащитные организации, по мнению которых закон позволит религиозным организациям «оправдывать неповиновение любому закону, с которым они не согласны, независимо от вреда, который это причиняет окружающим».

Тем временем проект поддержал католический архиепископ Балтимора и председатель Комиссии по религиозной свободе (CRL) при Епископской конференции США Уильям Лори. По его мнению, документ подтверждает, что закон защищает право религиозных организаций действовать в соответствии с их миссией.

 

Русский музей требует вернуть Торопецкую икону, отданную в 2009 году на временное хранение в подмосковный поселок

 Санкт-Петербург. 17 октября. Торопецкая икона должна вернуться в Русский музей, считает директор хранилища Владимир Гусев.

«Предлагаем вернуть икону в коллекцию музея. Она находится в музейном фонде», - сказал В.Гусев журналистам в Петербурге.

Он добавил, что у него «есть не очень большая надежда», что музей сможет вернуть икону, но пока никакой реакции со стороны фонда «Иваново дело» (инициатор перемещения иконы - ИФ) нет.

«Я написал письмо в прокуратуру Петербурга с этим же требованием, приложил обращение к прессе и справку об иконе», - рассказал В.Гусев.

Директор Русского музея поставил себе в вину передачу Торопецкой иконы в 2009 году на временное хранение в подмосковный посёлок. «Я ошибся. Я настоял, что икона вернется. Ведь есть гарантия министерства культуры. Но икона была изъята без объяснения причин», - сказал В.Гусев.

Он также добавил, что музей считает возможным после возвращения иконы в учреждение при согласии Минкультуры рассмотреть вопрос о передаче иконы на долговременное хранение в храм Корсунско-Богородицкого собора города Торопец Тверской области, из которой она была изъята после революции.

«Я считаю, что возможно. Но мнения могут разделиться. Возможно, будем спорить», - сказал В.Гусев.

Фонд «Иваново дело» бизнесмена Сергея Шмакова в 2009 году инициировал передачу Торопецкой иконы Богоматери из фондов Русского музея в храм Александра Невского подмосковного коттеджного поселка Княжье Озеро. Предполагалось, что здесь она пробудет один год на временном хранении, затем срок был продлен, а в 2011 году губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что икону поместят в одноименный монастырь, где она находилась ранее, после окончания в нем реставрационных работ.

Однако в октябре 2017 года во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря, в ведении которого теперь находится икона, «Интерфаксу» заявили, что её не планируют передавать в монастырь Торопца.

«Икона по-прежнему находится в отдельном приделе храма Александра Невского, помещена в специальную камеру. У нас нет сведений о том, что ее планируют передать Торопецкому монастырю», - сказали в учреждении.

Богоматерь «Одигитрия», которую называют иногда Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой, была одной из самых старых икон в собрании Русского музея. Одни ученые датируют ее XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие - началом XIV века и считают, что ее написал псковский мастер.

Название происходит от города Торопец в Тверской области, где расположен Свято-Тихоновский женский монастырь. По некоторым преданиям, Богородица не раз оказывала помощь защитникам города через Корсунскую икону в 1611 году во время нашествия польского войска под предводительством Льва Сапеги. Чудотворный образ, верят многие, спасал город и во время войны с Наполеоном, а также от эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов.

 

Русская церковь заботится о бездомных животных, рассказал митрополит Иларион

 Москва. 16 октября. Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал, как Церковь окормляет бездомных животных.

«Примеров, которые свидетельствуют о том, что Русская православная церковь заботится и о братьях наших меньших, множество», - сказал он в субботу в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».

Чтобы проиллюстрировать свои слова, архиерей упомянул приход в селе Лемешово Московской области.

«Там настоятель, отец Петр Дынников, устроил приют для бездомных кошек и собак. Он и его прихожане подбирают покалеченных и брошенных животных, лечат их и ухаживают за ними», - рассказал митрополит.

 

Ковчег с башмачком святителя Спиридона Тримифунтского доставлен в Санкт-Петербург

 Ковчег с бархатным башмачком святителя Спиридона Тримифунтского доставлен в день преставления святого праведного воина Феодора Ушакова, 15 октября, в Санкт-Петербург с острова Корфу, где постоянно пребывают мощи святого. Реликвию перед богослужением встретил в соборе Воскресения Христова («Спасе-на-Крови») секретарь епархиального управления, благочинный Центрального округа, настоятель протоиерей Сергий Куксевич с духовенством.

После Божественной литургии был совершен молебен с акафистом святому и отец Сергий поздравил молящихся с принесением реликвии.

«Не у всех есть возможность посетить Корфу и приложиться к мощам Спиридона Тримифунтского, - сказал он. - Сегодня святитель сам к нам пришел, чтобы мы вознесли ему молитвы. Мы молились, чтобы он помогал нам, защищал нас, был нашим молитвенником перед престолом Божиим. Кто не читал его житие, познакомьтесь с ним и узнаете, какой это был добрый, мудрый святитель. Он помогал простым людям, работал с ними в полях, сажал, пахал, убирал урожаи. Не забывал о своих пасомых и всегда старался им помочь. Это удивительный святой, который всегда с нами».

В этом году празднуется 200-летие преставления святого Феодора Ушакова. Благотворительный фонд святого мученика Вонифатия привез на остров Корфу ковчег с частицей его мощей. Возглавил прием правящий архиерей Корфу митрополит Нектарий. Он передал гостям тапочек святителя Спиридона, покровителя Корфу. После сражений, которые он выиграл, адмирал Ушаков приходил в храм святителя Спиридона, воздавая хвалу Богу. Он одержал победу на Ионийских островах, в том числе Корфу, освободив их от французов. Таким образом была создана Греческая Республика, государственной религией которой является православие.

«Греческий народ тепло встречал нас на острове Корфу, - сказал корреспонденту ИА «Вода живая» председатель фонда Илья Новиков. - Отрадно было видеть, с каким искренним желанием они передавали святыню и как хотели, чтобы она находилась на русской земле. Когда мы преподнесли им частицу мощей святого Феодора Ушакова, совершенно не ожидали ответного жеста».

16 октября в 12:00 ковчег перенесут в храм святителя Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе, где он будет находиться по 18 октября. 19 октября в 8:00 ковчег доставят в Исаакиевский собор, где он пробудет до 21 октября. Доступ будет открыт с 8:00 до 18:00. Перед реликвией будут совершаться молебны с акафистом святителю.

После пребывания в петербургских храмах ковчег будет передан на постоянное хранение в Валаамский монастырь для будущего Андреевского скита.

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на Кипре. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все средства будущий святитель отдавал на нужды ближних и странников. За это Господь вознаградил его даром чудотворения и исцеления безнадежно больных. После смерти жены он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил образа жизни, соединив крестьянский труд с пастырским служением и делами милосердия. Он с любовью заботился о пастве и прославился чудесами, которые совершаются по его молитвам по сей день. В 325 году Тримифунтский епископ принимал участие в Первом Вселенском Соборе. Нетленные мощи святителя покоятся на острове Корфу в церкви, освященной в его честь. Святой ушел из жизни более 1700 лет назад, однако ткани его тела не утратили мягкости, их температура равна человеческой. Этот феномен не имеет научного объяснения.

Мощи святителя обуты в вышитые золотой нитью бархатные тапочки, которые, по греческой традиции, меняют два раза в год (перед Пасхой и накануне дня памяти святого). Жители Корфу верят, что святитель «ходит» по земле, навещая тех, кому нужна его помощь, и таким образом изнашивает обувь. «Стоптанные» башмачки передают православным верующим в церкви по всему миру.

В Санкт-Петербурге есть четыре храма и часовня в честь святителя Спиридона Тримифунтского. В 2010 году десница святителя пребывала в Новодевичьем монастыре. Приложиться к святыне пришло большое число паломников. В 2015 году в Казанский храм обители на постоянное хранение был передан реликварий с частицей мощей и тапочками святителя.

 

Достроен храм Сергия Радонежского на Ходынке

 Москва. 13 октября. Завершено строительство храма Сергия Радонежского на Ходынском поле в Москве, сообщили в столичном департаменте градостроительной политики.

Храм, прототипом которого послужил собор Сан-Марко в Венеции, освятят 22 октября.

По оценке специалистов, проект вышел экономичным и достойным.

Сооружение отличает необычная для Москвы конструкция куполов - пять барабанов соединены широкими подпружными арками. По задумке архитектора, храм соединяет под одной крышей весь комплекс - церковь, воскресную школу, учебные классы, трапезную и подсобные помещения.

По мнению экспертов, храм стал достойным элементом ансамбля застройки Ходынского поля.

Как сообщалось, на территории Северного административного округа в рамках программы по строительству православных церквей подобрано 26 участков.

 

Старинный храм Петра и Павла на востоке Москвы передан Церкви

 Москва. 12 октября. Департамент горимущества Москвы распорядился передать в собственность Русской православной церкви здание храма Петра и Павла у Яузских ворот в столичном районе Лефортово.

Как отмечает Финансово-хозяйственное управление Русской церкви, храм является объектом культурного наследия федерального значения. Он был построен в 1700-1702 годах на месте прежнего, не сохранившегося до настоящего времени.

Центральный престол храма был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», северный - во имя апостолов Петра и Павла. В 1731 году к основному зданию был пристроен южный придел, освященный в честь Казанской иконы. В 1771 году возведена колокольня. Храм серьезно пострадал от пожара в 1748 году, но был быстро восстановлен на средства прихожан.

В советские годы церковь не закрывалась. Указом патриарха Алексия II от 31 декабря 1999 года приход храма апостолов Петра и Павла был преобразован в патриаршее подворье, при котором было учреждено представительство Сербской православной церкви при патриархе Московском и всея Руси.

 

Росимущество передало Русской церкви новгородский храм XV века

 Великий Новгород. 11 октября. Межрегиональное управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях передало Русской православной церкви храм XV века, расположенный в историческом центре Великого Новгорода, сообщили «Интерфаксу» в ведомстве в среду.

«Церковь Двенадцати Апостолов, находящаяся на Десятинной улице, передана РПЦ в безвозмездное пользование», - уточнил собеседник агентства.

Он напомнил, что недавно Церкви были переданы три памятника федерального значения XIV-XVI веков, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: церкви Климента, Власия, а также Петра и Павла на Славне. Все здания находятся в удовлетворительном состоянии.

По информации Новгородской епархии, число действующих православных храмов в епархии составляет около 60.

Согласно летописным данным, каменная церковь Двенадцати Апостолов была возведена в Великом Новгороде в 1454 году при архиепископе Евфимии II. В годы Великой Отечественной войны храм получил значительные повреждения. Памятник ремонтировался и реставрировался в 1949 и 1957-1958 годах.

 

Посвящение в кадеты состоялось у Спасо-Преображенского собора

 Посвящение в кадеты, приуроченное к 45-летию основания школы № 145 Калининского района и 20-й годовщине образования в ней кадетских классов, состоялось 10 октября у Спасо-Преображенского собора.

Перед церемонией благодарственный молебен в Спасо-Преображенском соборе отслужил иерей Феодосий Амбарцумов.

 

Кандидаты в кадеты поклялись любить Родину, добросовестно учиться, знать историю Российского государства, традиции офицеров, исполнять заветы великих предков. Всего было посвящено 38 учащихся.

 

Глава Калининского района Василий Пониделко напомнил, что Спасо-Преображенский собор - «всей гвардии», здесь всегда молились о русском воинстве. Он пожелал, чтобы этот день запомнился ребятам навсегда: «Вы давали присягу перед товарищами, родителями, клялись быть верными и мужественными. Как бы ни сложилась ваша судьба, уверен, вы будете опорой для России».

Клирик собора иерей Феодосий Амбарцумов также сердечно поздравил ребят.

«Древняя икона Спаса Нерукотворного Образа, перед которой мы молились, - ровесница нашего города, - отметил он. - Она была личной святыней государя Петра Первого, сопровождала его в походах. Мы просили Господа благословить ваш жизненный путь, сделать достойными защитниками Отечества. Помните имена великих русских воинов, которые сияют в истории Отечества: святого Александра Невского, который был немногим старше вас, когда с немногочисленным воинством разбил превосходящие силы немецких рыцарей на Неве, святого Димитрия Донского, который получил благословение у преподобного Сергия Радонежского, направившего с ним на Куликовскую битву воинов-монахов. Помните и других полководцев, которые обращались к Богу перед битвой, и Господь даровал им победу. Помните, что двери Спасо-Преображенского собора всегда открыты для вас и ваших родителей, и молитва за вас будет совершаться здесь постоянно. В этом храме столетиями возносились молитвы русскими воинами. Будьте верны присяге, никогда ничего не бойтесь. Помните, что вы - наследники великих русских воинов».

Кадетам был преподнесен подарок - сертификат на экскурсию «Сестрорецкий рубеж». Отличившиеся в учебе, воинской дисциплине, наставнической работе были удостоены фотографии у развернутого знамени и присвоения очередных воинских званий (с приставкой «вице»). В завершение кадеты продемонстрировали элементы строевой подготовки, затем для них провели экскурсию по Спасо-Преображенскому собору.

В церемонии участвовали председатель союза Героев России генерал-майор Геннадий Фоменко, представители городских и районных органов власти, общественных организаций.

Кадетское движение в России имеет давнюю историю. Первый кадетский корпус был основан в 1732 году, при императрице Анне Иоанновне, в нем учились только юные представители дворянских семей. Выпускникам присваивался офицерский чин.

 

В Москве презентуют книгу о наиболее спорных моментах истории старообрядчества

 Москва. 9 октября. ИНТЕРФАКС – Презентация книги, посвященной истории старообрядчества в России, состоится в понедельник вечером в Москве, в культурном центре «Покровские ворота».

Автор – выходец из старообрядческой семьи, предприниматель, меценат, общественный деятель, руководитель благотворительного Фонда Григория Богослова и общественной организации «Сохраним жизнь вместе» Леонид Севастьянов.

«Книга, которая приближает нас к моменту, когда «страшное церковное разделение, возникшее еще при царе Алексее Михайловиче, будет полностью преодолено», - так московское издательство «Спасское дело» характеризует свое новое произведение.

Автор книги показывает перипетии истории России через призму истории старообрядчества, находя при этом наиболее спорные и дискуссионные моменты преследования инакомыслия в стране.

«Параллельная история России, или вера моих отцов» Л.Севастьянова открывает новую книжную серию «Взгляд на Собор». В ней будут печататься книги, тематика которых связана так или иначе со Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 годов, юбилей которого в настоящий момент широко отмечается. Именно на том Соборе активно обсуждались вопросы единоверия и снятия «клятв» со старообрядцев, и хотя клятвы были сняты только на Поместном Соборе 1971 года, однако Собор революционной поры все для этого подготовил.

 

Завершился выезд по программе «Семейный диалог»

 Выезд по программе «Семейный диалог» объединения «Супружеские встречи» состоялся с 6 по 8 октября в гостинице «Александрия-Петергоф» при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».

Ведущим на выезде был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев. В выезде приняли участие три ведущие пары и 17 супружеских пар - участников. Были участники из Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Локсы (Эстония) и Лондона (Великобритания). Среди участников был настоятель храма святого Иоанна Кронштадского из Локсы Таллинской епархии иерей Владимир Холод с супругой. Отец Александр выразил надежду, что нынешний выезд станет началом деятельности проекта в Эстонии и Великобритании, в Таллинской и Сурожской епархиях. С согласия участников велась видеосъемка, которая станет основой фильма о деятельности ПО «Супружеские встречи».

«Важно, что Божественную литургию мы, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, совершаем прямо в этой гостинице, а не в далеком храме, куда пришлось бы специально ехать, - отметил отец Александр. - Люди начинают понимать, что Бог - не где-то далеко, а здесь, рядом с ними: Он страдает, когда у них в семье разлад, и радуется, когда отношения буквально воскресают там, где, казалось бы, любовь умерла навсегда. Он здесь - в круге с участниками и ведущими, Он - «посреди нас и есть и будет». Четыре человека причастились впервые в жизни, и надеюсь, что это станет началом их вхождения в Церковь Христову, началом пути жизни во Христе. Горящие счастьем глаза участников на завершающей встрече, их свидетельства о трудностях, которые пришлось пережить, и о радости, в которой они пребывают сейчас, - лучшая награда от Господа и утешение за двухмесячный труд целой команды по подготовке выезда».

По отзывам участников программы, супруги смогли решить годами не разрешаемые вопросы и научились искусству ведения диалога как средства гармонизации отношений.

Александро-Невская лавра приняла участие в Форуме малых музеев

Музей-древлехранилище Александро-Невской лавры, открывшийся для посетителей в 2017 году, впервые принял участие в Форуме малых музеев, которых проходит с 1 по 10 октября. Экскурсии на тему «Александро-Невская лавра в послереволюционные годы» провел 4 и 6 октября хранитель музея Роман Катаев.

Он рассказал корреспонденту ИА «Вода живая», что для тематической экскурсии была обновлена часть экспозиции, посвященной новомученикам Александро-Невской лавры, появилась реконструкция тюремной камеры с ценным экспонатом - дверью из тюрьмы на Шпалерной улице. В камеру помещены иконы, которые предположительно были в местах заключения, а также изображение камеры, сделанное в 30-е годы сидельцем тюрьмы архитектором Николаем Лансере.

Экспозиция рассказывает о кампании по вскрытию мощей, изъятию церковных ценностей. В блок об Александро-Невском братстве включен ценный экспонат - облачение одного из первых его руководителей, протоиерея Леонида Богоявленского, позже - настоятеля Исаакиевского собора. В другом блоке представлены лица братии и настоятелей монастыря, вошедших в сонм его новомучеников. Завершающий стенд - современный образ обители - представлен иконой новомученика Льва (Егорова), фотографиями нынешней братии.

В культурном пространстве Санкт-Петербурга соседствует множество музеев, больших и маленьких, известных и не очень. С каждым годом их число растет, однако существование многих из них зачастую остается незамеченным. Уникальная возможность ознакомления с малыми музеями, создающими атмосферу города, предоставляется петербуржцам и гостям города в рамках ежегодного Форума малых музеев. Уже семь лет он объединяет музеи, располагающиеся в труднодоступных для посещения местах - на предприятиях, в учебных заведениях, церковных приходах.

До 10 октября можно посетить музеи, участвующие в форуме, познакомиться с их программами на тему 100-летия революции 1917 года.

 

Онлайн-проект «Студенты революции» представлен в Санкт-Петербурге

 Онлайн-проект «Студенты революции» (studenty1917.ru) о роли студенчества в эпохальных событиях 1917 года, а также о реакции современной молодежи на исторические потрясения столетней давности представлен 5 октября в культурно-просветительском центре «Покровский остров». Проект был запущен 1 октября интернет-журналом «Татьянин день» и изданием «Стол». Он представлен в Москве, Екатеринбурге, Твери и других городах.

Главный редактор журнала «Татьянин день» Даниил Сидоров рассказал, что проект строится вокруг дневников и воспоминаний восьми героев 1917 года. Кроме того корреспонденты «ТД» и «Стола» провели опрос ректоров вузов, участниками которого стали Виктор Садовничий (МГУ), Виктор Гришин (Российский экономический университет), Алексей Варламов (Литературный институт), а также руководители крупнейших учебных заведений Русской Православной Церкви: Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Минской духовных академий, Курской и Казанской духовных семинарий. Собраны экспертные мнения историков Федора Гайды, Алексея Светозарского и протоиерея Георгия Митрофанова, публицистов Николая Сванидзе и Феликса Разумовского, писателя Александра Архангельского.

У проекта есть два подпроекта - «Портрет студента» (современные фотографии) и «Святые студенты революции» - о некоторых канонизированных студентах 1917 года.

Продюсер проекта Татьяна Скрабанская, которая занималась дизайном, рассказала, что период с февраля по декабрь 1917 года представлен дневником одного человека, который от восторженности приходит к глубокому разочарованию, мучается невольной виной и тем, что ничего нельзя исправить.

 «Студенты 1917 года приветствовали февраль, а в октябре выступили против большевиков, - добавил Даниил Сидоров. - Они не были монархистами, напротив - пламенными революционерами, поэтому считали, что революция большевиками предана. В Москве юнкера обороняли Кремль, все закончилось тем, что десятки студентов были убиты. Долго длилось опознание. Их стремились достойно похоронить, были отслужены панихиды. Большевики запретили венки, поэтому были ленты «Борцам за свободу». Попрощаться с погибшими пришли члены Поместного Собора, чем изумили оставшихся в живых. Для многих Церковь осталась в детстве, а тут оказалась, что она жива и рядом».

Главный редактор медиапроекта «Стол» Андрей Васенев подчеркнул, что к годовщине революции было организовано множество мероприятий, но содержательного разговора о революции не получилось: в лучшем случае это были конференции, где историки спорили друг с другом, в худшем - просто «перфомансы». Целью данного проекта стала «встреча» людей разных эпох. Для этого, например, в начале каждой презентации присутствующим предлагают прочитать отрывки из воспоминаний очевидцев вслух и ответить на вопрос, что же произошло со страной и с человеком.

Встреча состоялась в виде беседы, у всех участников была возможность задать вопрос и высказать свою точку зрения. Присутствовал клирик Новодевичьего монастыря иерей Дионисий Харин.

 «Татьянин день» (Taday.ru) - молодежный интернет-журнал, учрежденный Патриаршим подворьем - домовым храмом мученицы Татианы при МГУ имени Ломоносова. С 1995 года издание существовало в форме газеты, с 2006-го выходит в Интернете. 

«Стол» (s-t-o-l.com) - христианский общественно-публицистический медиапроект, посвященный актуальным проблемам взаимоотношений Православной Церкви и российского общества. Издание существует на волонтерских началах.

 

Протесты против признания богословия наукой - атавизм советского периода, считают в Церкви

 Москва. 4 октября. В Русской православной церкви считают споры вокруг признания богословия в России пережитком прошлого.

«Я считаю проблему легализации богословия в нашей академической среде атавизмом советского периода. Генетику признали, а богословие до сих пор «и хочется, и колется». Мы все прекрасно понимаем, что научный статус богословия соответствует мировой академической практике», - заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в интервью, опубликованном на сайте проекта «Россия будущего».

В.Легойда напомнил, что при интеграции теологии в систему научного знания наиболее значимой методологической проблемой является разграничение областей религии и науки.

«Основная проблема, как всегда было со времен Галилея - демаркация религии и науки. Да и внутри науки тоже. Сейчас ввели новую дисциплину, нужно провести демаркационную линию: здесь религиоведение, здесь философия, здесь богословие. Методологически это простая и понятная вещь», - отметил он.

Представитель Церкви допустил, что утверждение богословия в науке будет способствовать пробуждению общественного интереса к этой области знания.

«Богословие в диалоге с другими науками сможет привлекать внимание не только верующей части населения нашей страны и расширять кругозор всех думающих людей», - заключил В.Легойда.

 

Протоиерей Максим Плетнев выступил на съезде православных реабилитологов

 IV съезд руководителей православных реабилитационных центров прошел 3 октября в санатории «Пушкино» в Московской области. В нем приняли участие 218 делегатов из 48 епархий: священнослужители и миряне, руководители, сотрудники и воспитанники реабилитационных центров, врачи, психологи, консультанты и представители силовых структур. Впервые антинаркотический форум Русской Православной Церкви был таким представительным и масштабным.

С докладами выступили руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, начальник главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России Андрей Храпов, заместитель министра здравоохранения Московской области Валентина Гребенникова, руководители православных реабилитационных центров из регионов.

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при епархиальном ОЦБСС протоиерей Максим Плетнев рассказал о работе епархиального реабилитационного центра «Лавра», представил программу центра «Городской Буксиръ» по реабилитации зависимых и созависимых.

«Мы постарались создать симфонию из святоотеческого опыта борьбы со страстями, разноплановых направлений психотерапии и опыта выздоровления, созданного зависимыми людьми. Зависимость - комплексное психо-физио-духовно-социальное заболевание, поэтому для эффективного лечения необходим комплексный подход».

Суть подхода - сочетание сугубо церковной практики (беседы со священниками, катехизация, приобщение к церковной жизни, обретение навыка молитвы) с современными психотерапевтическими, воспитательными и развивающими методами. Срок реабилитации - три месяца. Программа реабилитации работает семь дней в неделю, помощь предоставляется бесплатно и конфиденциально. ВИЧ-статус не является препятствием для прохождения реабилитации. Место проведения - реабилитационный центр «Лавра», который работает в формате дневного стационара.

 

В Русской церкви приветствуют смягчение позиции США по вопросу свободы совести в РФ

 Москва. 2 октября. В Русской православной церкви видят прогресс в оценке Соединенными Штатами реальной ситуации со свободой совести в России.

«В отличие от прошлых лет, в документе (доклад о свободе совести госсекретаря США - ИФ) не постулируется, будто Русская православная церковь приближается по статусу к государственной, не рассматривается введение в общеобразовательных школах модуля «Основы православной культуры» как угроза религиозной свободе. Не приводятся, как ранее, несправедливые обвинения, что Церковь якобы инспирирует преследования религиозных меньшинств», - заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион, которого цитирует в понедельник служба коммуникации ОВЦС.

Эту и другие оценки американского доклада о свободе совести за прошедший год митрополит Иларион изложил в письме к госсекретарю США Рексу Тиллерсону, говорится в сообщении.

В то же время председатель синодального отдела Московского патриархата обращает внимание Р.Тиллерсона на ряд содержащихся в докладе утверждений, основанных, по мнению митрополита, на необъективных сведениях.

В качестве примера он привел ситуацию с возведением храма в московском парке «Торфянка», которая в докладе была представлена лишь с точки зрения противников строительства, при этом ничего не говорилось о примирительной позиции Русской церкви.

Митрополит Иларион также высказал несогласие с имеющейся в документе негативной оценкой участия Церкви в системе распределения государственных грантов.

«Как известно, церковные организации вовлечены в данную программу на общих основаниях в условиях свободной конкуренции. Получение же грантов не может свидетельствовать ни о чем ином, как об эффективности церковных структур в реализации социальных и просветительских проектов, поддерживаемых государством», - подчеркнул архипастырь, напомнив, что получателями государственных грантов стали не только Русская православная церковь, но и мусульманские организации, протестантские церкви.

Сильной стороной опубликованного доклада, по мнению митрополита, стало то, что в документе было зафиксировано значительное число нарушений прав верующих Украинской православной церкви. Вместе с тем, отмечает он, многие факты остались незамеченными, а некоторые изложены неточно или на основании недостоверных данных - например, статистика религиозной демографии на Украине.

Кроме того, по словам митрополита, в документе говорится о дискриминационном законопроекте №4511, однако не получили упоминания другие рассматриваемые в Верховной Раде Украины антицерковные законодательные инициативы.

На страницах доклада также упоминается как пример вмешательства государства в церковную жизнь обращение депутатов Верховной Рады к патриарху Константинопольскому Варфоломею о предоставлении автокефалии «объединенной Украинской православной церкви».

«Вместе с тем в нем не отражены многочисленные факты публичных высказываний видных государственных лиц Украины с необоснованными политическими обвинениями в адрес Украинской православной церкви, а также факт незаконного блокирования министерством культуры Украины процедуры регистрации десятков общин этой Церкви», - отмечает митрополит.

В документе говорится о ряде случаев насильственного захвата храмов Украинской православной церкви, о поджогах церковных зданий, вандализме, нападениях на верующих, о препятствовании общинам захваченных храмов в их попытках обрести новое место для совершения богослужений. Однако, отмечается в письме митрополита Илариона, в докладе приводится лишь небольшая часть подобных фактов.

«Русская православная церковь, как, наверное, ни одна из других крупных религиозных общин в мире, хорошо знает, что такое нарушение религиозных прав и свобод. В нынешнем году мы вспоминаем 100-летие начала невиданных в мировой истории гонений на верующих в нашей стране», - сказал митрополит.

Он добавил, что этот страшный опыт «заставляет трудиться для того, чтобы не допустить в будущем любой дискриминации людей, руководствующихся в свой жизни религиозными принципами».

Именно поэтому, по его словам, Русская церковь отстаивает право христиан, особенно в тех странах, где они являются религиозным меньшинством, на свободное исповедание своей веры, мирное существование на земле предков.

«Как неоднократно наша Церковь заявляла, мы готовы и далее развивать отношения в деле отстаивания прав и свобод преследуемых христиан с дипломатическим представительством Соединённых Штатов Америки в России, американской общественностью и религиозными организациями», - говорится в послании митрополита Илариона.

 

Состоялся Крестовоздвиженский крестный ход по водам

 Крестовоздвиженский крестный ход по водам провели 1 октября движение «Воины жизни» и петербургское отделение организации «Женщины за жизнь».

Молитвенная акция за прекращение узаконенных детоубийств (абортов) в России, проводилась на реках и каналах северной столицы в третий раз. Учитывая опыт прошлого года, когда все желающие принять в ней участие не смогли разместиться на теплоходе, организаторы арендовали два судна. Каждое имело баннеры, говорящие о бедствии нашего времени - массовом и жестоком убийстве нерожденных детей.

Иерей Алексий Егоров отслужил молебен. На воду в сторону центральных очистных сооружений был спущен венок диаметром 1,8 м, внутри которого светодиодами было выложено изображение ребенка в утробе и надпись «Не убий» - как символ уничтожаемых детей, ежедневно спускаемых в канализацию.

Венок, привязанный к одному из теплоходов, не гас, даже находясь под водой. С большим трудом его вытащили на борт. Кто-то из участников увидел в этом аллегорию: аборты тянут Россию ко дну, а борцы за детские жизни пытаются вытянуть страну из бездны, в которую она погружается. Выловленный венок будет отправлен в Минск, где его повесят у одного из храмов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить