Печать

 

Архиерейский Собор в Москве единогласно поддержал идею предоставления большей самостоятельности Украинской православной церкви

Москва. 30 ноября. Архиерейский Собор, проходящий в Москве, в четверг сделал важный шаг в предоставлении большей самостоятельности Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата.

«Участники Собора единогласно поддержали просьбу митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия выделить для УПЦ отдельную главу в уставе Московского патриархата», - сообщили журналистам в пресс-службе форума.

Ранее митрополит Онуфрий в своем докладе напомнил, что в действующем уставе Русской православной церкви статус УПЦ прописан в пункте 18 главы XI под названием «Самоуправляемые Церкви».

«Учитывая то, что указанный пункт 18 главы XI устава РПЦ не в полной мере отображает определение Архиерейского Собора Русской православной церкви 1990 года о предоставлении Украинской православной церкви независимости и самостоятельности в ее управлении, предлагается в действующий Устав РПЦ внести следующие изменения: пункт 18 ... выделить в отдельную главу устава РПЦ под названием «Украинская православная церковь», - сказал глава УПЦ .

Эта инициатива была поддержана участниками Собора. Кроме того, теперь в уставе Московского патриархата будет прописано, что центр управления УПЦ находится Киеве. Наконец, Общецерковный суд отныне будет распространяться на всю территорию Московского патриархата за исключением Украины.

Как пояснили в пресс-службе Собора, «эти поправки, по сути, зафиксировали то, что и так имело место на практике».

При этом решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской православной церкви.

 

Ежегодно у Московского патриархата появляется более тысячи храмов

Москва. 29 ноября. Общее количество храмов Русской православной церкви в последнее время растет примерно на 1300 в год, сообщил патриарх Кирилл в среду на открытии Архиерейского Собора в Москве.

«В Русской церкви 36 878 храмов или иных помещений, где совершается литургия», - сказал он.

По словам патриарха, речь идет не только о храмах России, но и о церквях на всей канонической территории Московского патриархата. «Каждый год Церковь увеличивается на 1340 храмов», - сказал предстоятель.

На сегодня у Русской церкви более 40 тыс. священников. За последние восемь лет число новых епархий превысило сто, при этом их общее число составило 303, то есть почти в два раза больше, чем было в 2009 году. Кроме того, с 804 до 944 увеличилось количество монастырей.

 

Хабаровский митрополит выступает за обустройство выставки «Россия - моя история» вместо нового жилого комплекса у кафедрального собора

*** Епархия не намерена выкупать спорный участок

 Москва. 28 ноября. В Хабаровской епархии считают, что на участке возле кафедрального Спасо-Преображенского собора следует разбить исторический парк «Россия - моя история».

«На протяжении нескольких десятилетий эта часть Хабаровска складывалась как площадь, связанная с отечественной историей: здесь находится стела Воинской славы в честь героев Великой Отечественной войны, здесь возведен великолепный русский православный храм, здесь величественный берег главной артерии Дальнего Востока - реки Амур. Как нельзя лучше она подходит для основания исторического парка «Россия - моя история», - сказал митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир во вторник корреспонденту «Интерфакс-Религия».

Он напомнил, что еще в 2016 году шла речь о том, что Хабаровск станет одним из регионов, «где эта уникальная мультимедийная экспозиция появится».

По его словам, жители Хабаровского края с нетерпением ждут, когда подойдёт очередь, и федеральными властями будет дан ход работам по возведению исторического парка в городе.

«Убежден, что лучшего места, чем эта земля, открывающая жителям и гостям Хабаровска красоты родной страны, а всем тем, кто смотрит на город извне, - дивный русский город, стоящий на высоком берегу, не найти», - сказал митрополит.

При этом он заметил, что епархия не планирует выкупать земельный участок, прилегающий к площади Славы и Спасо-Преображенскому собору на берегу Амура, и считает несостоятельными попытки истолковать активную позицию Церкви по этому вопросу как конфликт интересов между епархией и застройщиком.

«На самом деле мы отстаиваем необходимость сохранения этой части города от бессмысленной массивной жилой застройки, поскольку она навсегда уничтожит уникальный вид, ставший визитной карточкой не только региона, но и всего Дальнего Востока», - пояснил митрополит.

По его словам, выступая против застройки жилым массивом этого важного для хабаровчан места, епархия никогда не говорила о том, что застройщик должен нести какие-то убытки.

«Напротив, городские и краевые власти должны решить этот вопрос таким образом, чтобы ни город не пострадал, ни те, кто уже вложил в этот проект немалые суммы», - выразил свое мнение церковный иерарх.

Митрополит убежден, что вопрос нужно решать на самом высоком уровне.

«Жаль, что, когда представителями городской администрации одобрялся проект создания в этом знаковом месте столицы Дальнего Востока жилого комплекса «Грани», никто не поинтересовался мнением горожан. Между тем уже около десяти тысяч подписей собрано против многоэтажной жилой застройки этого квартала», - рассказал он.

 

Директор Русского музея не против передачи Торопецкой иконы в собор, где она находилась до революции

 Санкт-Петербург. 27 ноября. Директор Русского музея Владимир Гусев готов рассмотреть решение о передаче Торопецкой иконы Божьей Матери в собор, в котором она находилась до революции.

«В принципе, я готов обсудить и убеждать наших хранителей, что икона может вернуться на длительное хранение в тот собор (Торопецкий собор Корсунской Божией Матери - ИФ), в котором она исторически находилась, но была после революции изъята. Поэтому я не исключаю эту возможность, но реставраторы должны ее посмотреть», - сказал В.Гусев «Интерфаксу».

Он добавил, что вопрос о возвращении Торопецкой иконы в коллекцию музея был поставлен в связи со всплеском интереса иконе «Ангел Златые власы».

«История Торопецкой иконы связана с теми же людьми, которые в свое время нарушили обязательства по ее возвращению, и мы поставили вопрос, чтобы икону вернули в коллекцию Русского музея. Насколько мы знаем, ее опять выносили просто на улицу, во всяком случае, были такие публикации. Так что будем продолжать диалог. Я был бы не против такого решения, но надо убедиться, что с иконой все в порядке», - отметил В.Гусев.

Фонд «Иваново дело» бизнесмена Сергея Шмакова в 2009 году инициировал передачу Торопецкой иконы Богоматери из фондов Русского музея в храм Александра Невского подмосковного коттеджного поселка Княжье Озеро.

Предполагалось, что здесь она пробудет один год на временном хранении, затем срок был продлен, а в 2011 году губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что икону поместят в одноименный монастырь, где она находилась ранее, после окончания в нем реставрационных работ.

Вместе с тем в октябре 2017 года во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря, в ведении которого теперь находится икона, «Интерфаксу» заявили, что её не планируют передавать в монастырь Торопца.

«Икона по-прежнему находится в отдельном приделе храма Александра Невского, помещена в специальную камеру. У нас нет сведений о том, что ее планируют передать Торопецкому монастырю», - сказали в учреждении.

Богоматерь «Одигитрия», которую называют иногда Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой, была одной из самых старых икон в собрании Русского музея. Одни ученые датируют ее XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие - началом XIV века и считают, что ее написал псковский мастер.

Название происходит от города Торопец в Тверской области, где расположен Свято-Тихоновский женский монастырь. По некоторым преданиям, Богородица не раз оказывала помощь защитникам города через Корсунскую икону в 1611 году во время нашествия польского войска под предводительством Льва Сапеги. Чудотворный образ, верят многие, спасал город и во время войны с Наполеоном, а также от эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов.

 

Состоялся фестиваль «Невский благовест»

Церемония открытия XI международного фестиваля христианского кино «Невский благовест» прошла 21 ноября в Театре юного зрителя имени Александра Брянцева. В мероприятии принимают участие Русская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Римско-Католическая Церковь, Евангелическо-Лютеранская Церковь и Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии. В программе культурно-просветительского кинофорума - более семидесяти документальных фильмов, он проходил с 20 по 26 ноября.

Основатели уникального межконфессионального кинофорума - наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, вице-губернатор Санкт-Петербурга Константин Серов и журналист, общественный деятель Раиса Евдокимова. Главная тема фестиваля в нынешнем году - 1950-летие преставления святых первоверховных апостолов Петра и Павла, небесных покровителей Санкт-Петербурга.

«Этот год - особенный, потому что практически все конфессии отмечают важные даты и юбилеи, - пояснил епископ Кронштадтский Назарий, - поэтому нам, оргкомитету, довольно сложно было сделать какой-то один из этих юбилеев главным. Мы решили, что 1950-летие кончины апостолов Петра и Павла для нашего города - главное событие, значимое для всех конфессий, представители которых участвуют в фестивале».

«Нынешний фестиваль немного отличается от предыдущих. Следующее десятилетие объявлено десятилетием детства, поэтому не случайно наш кинофорум проходит в стенах Театра юного зрителя, - отметил Константин Серов. - Ближайшие фестивали будут просвещены традиционным христианским ценностям, семье, детству, и мы надеемся, что будет все больше и больше молодых участников».

В рамках торжественной церемонии состоялся концерт и был показан документальный фильм «Тайна соловецких колоколов».

Международный фестиваль христианского кино «Невский благовест» проводится с 2007 года. С самого основания главными принципами кинофорума были и остаются отсутствие конкурсного показа и свободный вход на все мероприятия. В этом году форум проходил на шести площадках: в духовно-просветительском центре «Святодуховский», ТЮЗе, Государственном музее истории религии, духовно-просветительском центре «Спасский», лютеранской церкви святой Анны, культурно-просветительском центре Армянской Апостольской Церкви. В рамках фестиваля действовали десять выставок.

 

Конференцию «Взгляд через столетие» провел Константино-Еленинский монастырь

 В актовом зале Российского государственного гидрометеорологического университета 25 ноября состоялась международная научная конференция «Взгляд через столетие. Октябрьская революция 1917 года и ее последствия в истории религиозной жизни России и Финляндии», организатором которой выступил Константино-Еленинский женский монастырь.

«Прошел целый век, но восприятие событий переворота 1917 года остается обостренным и болезненным, - отметила в приветственном слове настоятельница игумения Илариона (Феоктистова). - Сейчас мы имеем возможность приблизиться к достоверному знанию, необходимым научным исследованиям о событиях минувших дней. Пусть наша конференция будет посильным вкладом в этот процесс. История существует не в прошлом - история существует в настоящем. Прошлое влияет на настоящее, это всем известно. Но может ли влиять настоящее на прошлое? Христианская вера говорит, что это возможно. Каким образом? Господь Иисус Христос на Кресте примирил Небо и землю, Бога и человека. Он воскрес и искупил все грехи человечества: от первого Адама до последнего человека, имеющего родиться в будущем. Поэтому настоящее может влиять на прошлое через молитву».

Пленарное заседание открыл доклад кандидат богословия, заместителя заведующего кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ (Москва) Георгия Бежанидзе «Кризис церковно-государственных отношений в предреволюционной России».

«Кризис был обусловлен сменой парадигмы восприятия царской власти в русском обществе. Ранее царство и Церковь находились в тесном союзе и общении между собой, и невозможно было их отделить друг от друга. Разлад начался именно с разделения единого понятия русского народа о царстве и Церкви», - отметил Георгий Бежанидзе.

Кандидат исторических наук Григорий Будашевский (Санкт-Петербург) рассказал об отношениях России и Финляндии в первой половине ХХ века. С докладом «Великий октябрь: «Десять дней, которые потрясли мир», и… сто лет спустя» выступил доктор философских наук профессор Северо-Западного института управления Игорь Кефели (Санкт-Петербург). Кандидат богословия преподаватель Сретенской духовной семинарии (Москва) иеромонах Силуан (Никитин) выступил с докладом «Изменения в жизни духовенства Финляндской и Выборгской епархии после событий 1917 года и до образования Финляндской Православной Церкви».

Главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук Михаил Шкаровский рассказал о церковной жизни Петрограда в период работы Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годах. Историк обратил внимание на то, что в это время активизировалась церковная жизнь: организовывались приходские советы, многочисленные братства, в том числе уникальное в своем роде Александро-Невское братство, 100-летие основания которого будет отмечаться в феврале 2018 года.

Завершило пленарное заседание выступление доктора исторических наук преподавателя Гидрометеорологического университета Андрея Сударикова «Балтийские моряки и большевистское руководство в октябре 1917 - марте 1918 гг.».

В перерыве желающие могли посетить Музей христианской культуры на территории храма преподобномученика Андрея Критского - подворья Константино-Еленинского монастыря.

Работа конференции продолжилась на четырех секциях: «Внутренние противоречия России и революционные события октября 1917 года», «Социально-философская и религиозная мысль России в начале XX века», «Религиозная жизнь и духовный кризис русского общества в 1917 году» и «Октябрьская революция в культуре и искусстве».

В конференции приняли участие более шестидесяти человек - священнослужители и миряне, преподаватели и студенты. В завершение мероприятия все участники были награждены сертификатами.

 

13 врачей и психологов из разных городов России получили 1 млн. рублей за профилактику абортов

 Москва. 24 ноября. 13 психологов женских консультаций и акушеров-гинекологов стали лауреатами конкурса «Святость материнства», который проводится Фондом Андрея Первозванного в рамках всероссийской программы «Святость материнства».

Награждение состоялось в пятницу в Общественной палате РФ во время научно-практической конференции, посвященной 140-летию святого врача-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого), сообщает пресс-служба фонда.

В 2017 году на конкурс «Святость материнства», который проводится уже второй год, поступило 315 заявок (в прошлом их было 200).

«Конкурс выступает действенным инструментом по совершенствованию психологической и медико-социальной помощи беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействует повышению рождаемости и профилактике абортов - задачам, имеющим для нашей страны жизненно важное значение», - говорится в приветствии, которая направила участникам церемонии вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова.

Глава попечительского совета программы «Святость материнства» Наталья Якунина считает очень важным, что этот проект успел завоевал доверие со стороны Минздрава РФ.

«Сегодня жизненно необходимо, чтобы как можно больше женщин принимали твердое решение родить и воспитывать своего ребенка, а родные, близкие и всё общество в целом должны поддерживать мам в этом решении и по мере сил им помогать», - подчеркнула она.

 

О церковной реабилитации зависимых шла речь на научной конференции

 Региональная научная конференция «Реабилитация потребителей наркотиков: между религией и наукой» начала свою работы 23 ноября в Санкт-Петербурге. Она продлится до 24 ноября. Организаторами выступили Городской информационно-методический центр «Семья» при поддержке комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.

Конференция посвящена обсуждению теории и практики социальной работы с потребителями наркотиков и созависимыми близкими.

Открывая конференцию, модератор, начальник учебно-методического отдела по социальной реабилитации и ресоциализации лиц с зависимым и созависимым поведением «Семья» Марина Середа отметила, что это первая сугубо научная конференция по данной теме, в отличие от регулярно организуемых конференций научно-практической и медицинской направленности.

Первым стал доклад научного сотрудника Центра независимых социологических исследований Анастасии Золотовой-Мейлахс «Национальная антинаркотическая политика и ее региональные вариации: «межведомственное взаимодействие», здоровье и непредвиденные результаты в сфере реабилитации ЛУН».

Руководитель сети противонаркотических реабилитационных центров Выборгской епархии «Обитель исцеления», сотрудник епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму, настоятель храма Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное протоиерей Сергий Бельков зачитал доклад «Основные типы душепопечения зависимых, осуществляемые в Русской Православной Церкви».

Священник рассказал, что консультационные пункты и дневные стационары оказывают амбулаторную помощь как самому больному, так и его родственникам. Недостатки этого типа душепопечения - малое количество персонала, отсутствие реабилитационной и постреабилитационной базы, а также необходимость возвращения зависимого в привычную среду, где нет контроля, что может привести к рецидиву.

Монастыри и монастырские скиты практически всегда осуществляют помощь зависимым от алкоголя и наркотиков, но не всегда распространяют об этом информацию: количество обращающихся за помощью часто превосходит возможности отдельного монастыря.

К типам душепопечения зависимых относятся и государственные реабилитационные или лечебные учреждения, включая частные клиники, а также общественные организации, оказывающие помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, сотрудничающие с Русской Православной Церковью в области реабилитации и профилактики зависимых.

Реабилитационный центр, основанный православным братством, как правило, имеет на своей территории храм, что позволяет реабилитантам регулярно участвовать в богослужениях и приступать к церковным Таинствам.

Еще один тип душепопечения зависимых - приход (община), состоящая из нескольких монашествующих, где совместно с ними проживают и проходят реабилитацию зависимые, загородные реаблитиационные центры, центр ресоциализации, которые могут как иметь, так и не иметь связь с реабилитационными центрами, городские приходы, окормляющие в основном наркозависимых, раннее прошедших реабилитацию, и их родителей, группы поддержки наркозависимых при православных братствах трезвости, семейные клубы трезвости.

В Русской Православной Церкви существует 12 реабилитационных центров, которые осуществляют системную реабилитацию. Их программа охватывает весь круг помощи зависимым: консультация, мотивация, диагностика, медицинская помощь, социальная реабилитация, ресоциализация и постреабилитационный патронат. В 2018 году Русская Православная Церковь планирует открыть еще 18 реабилитационных центров.

Отец Сергий отметил, что на первоначальном мотивационном этапе вероисповедание зависимых не имеет значения.

«Но затем человек должен принять решение о крещении, если он не крещен, или о воцерковлении. Потому что, только будучи православным христианином, он сможет принять помощь, которую мы ему предлагаем. Церковь рассматривает больного человека как кающегося грешника, которому необходимо исцеление, а исцеление души возможно только при участии в Таинствах», - подчеркнул священник.

В рамках конференции также обсудили процесс институциализации социальных сервисов в сфере реабилитации зависимых, специфику социальной работы и процесс реабилитации как таковой.

После пленарного заседания работа продолжилась на секциях, где обсуждались вопросы диагностики склонности к наркотизации у подростков, мотивационной работы среди лиц с зависимым поведением в рамках прохождения реабилитационной программы, эмоционального выгорания родственников больных наркоманией и другие.

 

Об акции «Романовские дни» рассказали в Интерфаксе

 Пресс-конференция, посвященная общегородской молодежной акции «Романовские дни», состоялась 22 ноября в петербургском отделении ИА «Интерфакс Северо-Запад».

Большая молодежная акция «Романовские дни», посвященная 100-летию революции и памяти святых Царственных страстотерпцев - императора Николая II и его семьи, состоится в ноябре. Ее проведут отдел по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии совместно с проектом «Твой святой: небесные покровители Санкт-Петербурга».

Руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманова подчеркнула, что 100-летие революции для Церкви - это начало подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, в том числе и царственных страстотерпцев, поэтому и было решено объединить все мероприятия именем Романовых.

Ноябрь завершится общегородским молебном святым царственным страстотерпцам о даровании христианского супружества, который пройдет в Казанском соборе 27 ноября (начало в 19:00). Дата выбрана потому, что 27 ноября 1894 года в храме Зимнего дворца состоялось венчание наследника престола Николая Александровича и Александры Феодоровны. В этот день, как известно, они посетили Казанский собор.

«После молебна будет неформальная часть, для кого-то это станет возможностью познакомиться, - сказала Наталья Родоманова. - Кроме того, мы объявили фотоконкурс #ТвойСвятой2017: нужно найти ноябрьские баннеры проекта «Твой святой» и сделать с ними интересное фото».

Председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии протоиерей Константин Головатский отметил, что многие молодые люди не особенно задумываются о трагических событиях 100-летней давности, и важно привлечь их внимание: «Недостаточно для этого читать учебники: когда бываешь в местах, связанных с историческими событиями, все воспринимается иначе».

Накануне молебна, 25 ноября, пройдет общегородской квест «Романовский Петербург». Квест начнется 25 ноября в стенах Александро-Невской лавры, там и закончится. Чтобы участвовать в квесте, надо ответить на вопросы викторины на сайте «Твой святой».

Член оргкомитета молодежной добровольческой службы Санкт-Петербургской епархии Ангелина Бунева рассказала, что общегородской квест «Романовский Петербург» проводит молодежный отдел при поддержке добровольческой службы Санкт-Петербургской митрополии. «Квест - одно из самых модных молодежных веяний, - отметила она. - Главная задача - просветительская, мы попытались соединить приятное с полезным. При сборе исторического материала мы опирались на проект «Твой святой» и его сайт. Информация там написана доступным языком, подкреплена фото- и видеоконтентом».

«Проблема семьи в России стоит очень остро, - подчеркнул отец Константин. - Поэтому важно, чтобы молодые люди, во-первых, имели возможность встретиться, познакомиться, пообщаться. А во-вторых, узнавали, какими крепкими должны быть отношения в семье, какова вообще ценность семьи. Мы приглашаем не только церковную молодежь».

Российский актер театра и кино Илья Носков рассказал, что он тоже придет помолиться вместе со всеми в Казанском соборе 27 ноября. «Надеюсь, что мое присутствие привлечет людей, - отметил он. - Я считаю, что молодежь должна знать правду об истории, размышлять, читать. Стоит посмотреть фильм «Раскаленный хаос», почитать дневники Николая II и Александры Феодоровны.

Организатор молодежного молебна в Казанском соборе Станислав Громаковский обратил внимание на то, что записки можно будет подать дистанционно, чтобы с просьбой о молитве могли обратиться и те, кто живет в другом городе. После молебна в крипте собора во время торжественной части будут подведены итоги фотоконкурса и состоится награждение победителей, а затем планируется чаепитие с возможностью свободного общения.

Ангелина Бунева добавила, что во многих храмах России в этот день будут читать акафист святым царственным страстотерпцам.

Призыв принять участие в соборной молитве в Казанском соборе опубликовали на своей странице в Instagram артисты Антон и Виктория Макарские. «Нам очень необходимо свидетельство известных людей о том, что они тоже ходят в храм и у них есть крепкие семьи», - сказала Наталья Родоманова.

 

ФСБ передала Петербургской духовной академии изъятые у контрабандистов иконы

 Санкт-Петербург. 21 ноября. Представители ФСБ передали Санкт-Петербургской духовной академии 14 икон, похищенных в разное время контрабандистами, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе учреждения.

«Специалисты уже осмотрели иконы: они представляют богослужебную, духовную ценность и разместятся в музее и в храме академии. Изъятые иконы изготовлены во второй половине XVIII - начале XX века, разной степени сохранности. Часть из них отреставрируют, другая часть находится в хорошем состоянии», - рассказал собеседник агентства.

На постоянное хранение переданы 14 икон, изъятых сотрудниками УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при попытке контрабандного вывоза из России. Большинство из них было похищено в разное время из храмов Русской православной церкви.

Как сообщалось, в 2016 году региональное управление ФСБ передало Санкт-Петербургской духовной академии 64 иконы XVII-XX веков, изъятые в ходе оперативных мероприятий.

 

Миллион подписей в защиту ребенка с момента зачатия передадут в администрацию Кремля

 Москва. 20 ноября. Миллион подписей в защиту человеческой жизни с момента зачатия, за запрет искусственных абортов и оказание из федерального бюджета помощи беременным и семьям с детьми передадут во вторник в администрацию президента РФ представители движения «За жизнь!»

Как сообщили журналистам в пресс-службе движения, в 10:30 участники акции выстроятся в живую очередь около администрации Кремля с коробками, в которых будут находиться подписи, собранные тысячами добровольцев во всех 85 регионах страны. Все коробки оформлены детскими рисунками. Подписи уместились в 100 коробках.

Позже во вторник пройдут акции возле посольств тех стран, где жизнь ребенка до рождения наиболее защищена, в поддержку законодательной позиции этих государств.

В тот же день в соцсетях начнется флешмоб, сторонники права на жизнь человека с момента зачатия будут выкладывать фотографии с хэштегами #миллион_ и _я #зажизнь.

«В той или иной степени жизнь ребенка до рождения защищена в 139 странах мира. Вымирающая же Россия относится к категории самых либеральных стран, где жизнь человека до рождения не защищена ни чем», - заявил журналистам координатор движения Сергей Чесноков.

 

Лекция об астрофизике прошла в Свято-Исидоровском храме

 В Свято-Исидоровском храме 19 ноября прошла популярная лекция прихожанина храма, известного астрофизика и религиозного философа, доктора физико-математических наук Сергея Гриба «Солнечная и земная физика свидетельствуют о существовании Творца».

Лекцию предваряло вступительное слово директора приходской воскресной школы протоиерея Константина Костромина, отметившего интерес к научным исследованиям со стороны прихожан храма.

Сергей Анатольевич рассказал присутствующим об особенностях физики Солнца и основных принципах, на которых строится знание о его существовании и функционировании. Целый ряд астрофизических законов, по мнению лектора, прямым образом указывают на то, что наш мир в деталях продуман и создан Богом, являющим свое присутствие внимательному наблюдателю за солнечными циклами.

Он обратил внимание на антропный принцип в астрофизике: Вселенная устроена таким образом, что в ней смогла возникнуть разумная жизнь. Кроме того, продолжил ученый, человечество и биосферу охраняет магнитное поле Земли, которое препятствует проникновению потоков солнечного ветра (солнечный ветер - поток ионизированных частиц, истекающий из солнечной короны в окружающее космическое пространство). Сформировавшийся в атмосфере нашей планеты озоновый слой сделал возможным существование живых организмов на суше. Солнечный ветер, добавил Сергей Гриб, не только опасен, но и полезен для жителей земли: сильное магнитное поле «выметает» из космоса космические лучи.

«Таким образом, - резюмировал ученый, - нас кто-то охраняет, и для верующего человека нет вопроса, Кто это. Во Вселенной имеется дизайн - напрашивается вывод, что имеется и дизайнер. Законы бытия соответствуют законам сознания - именно это мы видим в науке. А взаимосвязь различных явлений во Вселенной вызывает аналогию с идеями философа Владимира Соловьева, с его философией всеединства».

.

Сергей Гриб - ведущий научный сотрудник Главной астрономической (Пулковской) обсерватории, президент Санкт-Петербургского религиозно-философского общества имени Владимира Соловьева.

 

Дискуссия о духовности завершила культурный форум

 В рамках международного культурного форума 18 ноября состоялась дискуссия, организованная представителями национальных творческих коллективов. Это событие дало возможность услышать мнения известных деятелей культуры, представителей общественности и органов власти.

От Санкт-Петербургской епархии на заседании выступил помощник председателя епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Вадим Буренин.

Он привел слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия из приветствия участникам форума о том, что «в эпоху потрясений и перемен, сломов и разлада важным остается вопрос сохранения столь тонкой и чувственной материи, как духовная культура России, которая представляется нам не только весьма древней и укорененной в опыте и традиции многих поколений, но и по сей день живой и действенной».

Отец Вадим говорил о важности возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций, о роли в этом представителей культуры. Он напомнил, что в тяжкие для страны периоды людей объединяли духовные и культурные ценности. Вспомнить хотя бы блокадный Ленинград, где истощенные от голода артисты и музыканты давали спектакли и концерты, что укрепляло души жителей осужденного города, стало свидетельством стойкости и высоты человеческого духа.

«Мы имеем множество примеров того, как беззаветное служение представителей культуры вносило лепту в достижение победы над фашизмом. Мой дедушка Алексей Буренин, солист Малого театра оперы и балета, после эвакуации принял участие в трех тысячах концертах, выступая с агитвзводом на передовых линиях фронта между боями. Такие выступления согревали и укрепляли души бойцов, помогали им пережить ужасы военного времени».

Священник подчеркнул, что в России духовно-нравственное воспитание способствует становлению человека в том числе и на основе культуры, потому что она имеет православные корни.

О тесной связи духовности и культуры говорили художественный руководитель Государственного академического русского народного хора Александра Пермякова, директор Российского дома народного творчества Тамара Пуртова и многие другие.

Хдожественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко, человек удивительной судьбы, поделился опытом личного духовного становления. Полюбив казачьи песни, он почувствовал, что не достаточно глубоко понимает тех, о ком и кем они слагались. Ведь казаки были глубоко верующими людьми и в свои произведения вкладывали религиозную основу. Так композитор пришел в храм, стал петь на клиросе. Он изучал духовную литературу, Священное Писание. На основе собственного опыта он убедительно рассказал, как важно постоянно обращаться к «Книге книг».

В тот же день форум, собравший участников из многих стран мира, закончил работу.

 

Волгоградские священники спасают фламинго

 Москва. 17 ноября. Фламинго, которого обнаружили в поселке Красный Октябрь Палласовского района Волгоградской области, отловят и перевезут в фазанарий Свято-Духова монастыря, где о птице позаботится священник-орнитолог.

«У фламинго, видимо, «сбился навигатор», и такое явление у этих птиц встречается часто. Скорее всего, животное прилетело из Казахстана, отбившись от стаи», - говорит попечитель птицы отец Василиск, слова которого приводит в пятницу волгоградский сайт V1.ru.

По словам священника, фламинго находится в хорошем физическом состоянии: «птица ходила по берегу, копалась клювом в песке и что-то собирала, так же как и в дикой природе, она ходит в туалет, а ночью стоит на одной ноге, что является хорошим знаком».

Фламинго отловят и перевезут в монастырь, где уже обитают около 30 видов птиц. Там фламинго перезимует под квалифицированным присмотром.

 

Тысячи греков встретили доставленную из России частицу мощей Серафима Саровского

 Патры. 16 ноября. Тысячи жителей греческого города Патры встречали в четверг ковчег с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, который принесли в Грецию к началу работы международной конференции «Глас апостола Андрея в современном мире».

Этот форум, который пройдёт 17-18 ноября, организован Фондом Андрея Первозванного совместно с Патрской митрополией.

Утром в четверг в международном аэропорту «Жуковский» города Москвы был совершен молебен, после чего делегация Фонда Андрея Первозванного вылетела в Патры.

В аэропорту «Араксос» города Патры местные священнослужители во главе с митрополитом Хризостомом встретили самолет МЧС России, на борту которого находилась делегация фонда. Поклониться святыне подходили служащие аэропорта и пограничники. После молебна мощи преподобного Серафима были доставлены в один из крупнейших на Балканах храмов - храм Андрея Первозванного.

Оркестр и тысячи людей торжественно встречали святыню возле входа в храм. Ковчег с частицей мощей был размещен в центре молитвенного помещения, и сотни людей выстроились в очередь, чтобы поклониться святыне. Весь храм был заполнен верующими.

«Сегодня в нашем храме и в митрополии происходит встреча многоцелебных мощей великого русского святого - преподобного Серафима Саровского. Это событие является очень значимым для всех верующих», - сказал собравшимся митрополит Патрский Хризостом, выразив признательность патриарху Кириллу за благословение принесения этой святыни.

Глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин в свою очередь сообщил, что в этом году фонду исполнилось 25 лет. «Мы служили идее единства православных народов мира, православного мира. Мы считаем исключительной ценностью право на свободу вероисповедания. Нас не надо учить, как жить. У нас есть высший Учитель, и Он дал нам веру», - сказал В.Якунин, вручив греческому митрополиту икону Серафима Саровского.

По благословению патриарха Кирилла с 16 по 26 ноября мощи преподобного Серафима, принесённые из Дивеево, будут пребывать в греческих Патрах.

Как отметили с фонде, Серафим Саровский глубоко почитается греческим народом. Ожидается, что поклониться святыне приедут не только жители Патр, но и верующие из других регионов Греции.

Делегацию Русской православной церкви возглавил епископ Балахнинский Илия, викарий Нижегородской митрополии. В делегацию также входят настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия с сестрами обители и священнослужители Нижегородской митрополии.

 

Россия и Израиль выпустили почтовую марку с изображением Горнего монастыря Иерусалима

Москва. 15 ноября. В почтовое обращение в рамках совместного выпуска РФ и государства Израиль поступила новая марка, посвященная архитектуре.

На почтовой марке изображён собор Всех святых, в земле Русской просиявших, Горненского женского монастыря в Иерусалиме, сообщает Федеральное агентство связи.

Номинал составляет 35 рублей. Размер марки - 42×30 мм, размер листа - 146×110 мм. Форма выпуска представляет собой лист с оформленными полями из восьми марок и купона. Тираж составил 240 тыс. марок.

 

Сотни кинолент о православии в России и Европе представлены в программе фестиваля «Вечевой колокол» на Кубани

Краснодар. 14 ноября. Более 300 документальных и художественных работ представили кинематографисты России, ближнего и дальнего зарубежья на открывшемся в Краснодаре XIX Международном православном кинофестивале «Вечевой колокол», сообщили «Интерфаксу» во вторник в пресс-службе министерства культуры Краснодарского края.

«Ежегодно «Вечевой колокол» собирает фильмы-призеры ведущих российских и зарубежных православных кинофестивалей, а также работы независимых киностудий. В этом году отборочная комиссия приняла более 300 работ», - сказал собеседник агентства.

Торжественная церемония открытия кинофорума состоялась накануне вечером в концертном зале Кубанского казачьего хора. Гостей и участников приветствовал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.

«Если мы говорим о нравственности, о духовности, о стержне, который должен быть в человеке, мы должны говорить об этом отовсюду. Фестиваль «Вечевой колокол», те уникальные фильмы, которые он представляет, призваны пробуждать самые светлые и высокие чувства, наполнять наш внутренний мир добром, повествовать о вечном. Народ только тогда становится сильным, когда его связывает вековая нить традиций и ценностей», - обратился к присутствующим глава региона.

В 2017 году фестиваль посвящен 80-летию Краснодарского края и 225-летию освоения кубанских земель.

Показы конкурсных работ пройдут с 14 по 16 ноября. Фильмом открытия фестиваля стала лента «Храм», представленная Дирекцией президентских программ.

В рамках фестиваля также запланированы мастер-классы «Православной киношколы», творческие встречи с известными деятелями кино. Ряд мероприятий пройдут в городах и районах Кубани.

Идея проведения на Кубани православного кинофестиваля возникла в конце 1990-х годов, а с 2008 года кинофорум приобрел статус международного и получил название «Вечевой колокол».

 

Митрополит Иларион не видит оскорбления чувств атеистов в призывах захоронить Ленина

 Москва. 13 ноября. Митрополит Волоколамский Илларион считает, что у атеистов есть свои святыни, например мавзолей Ленина, но призыв захоронить находящееся там тело вождя революции не является оскорблением чувств атеистов.

«Если призываем Ленина захоронить, то я не думаю, что это является оскорблением чувств атеистов. А вот если бы пошли с бутылками с зажигательной смесью и стали их кидать в мавзолей или совершали бы какие-то надругательства над лежащим там телом, то это было бы оскорблением чувств атеистов», - сказал иерарх в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» (ВГТРК).

Он отметил, что действия, направленные на оскорбление чувств атеистов, так же противоправны, как и действия, оскорбляющие верующих, и попробовал разобраться, что можно считать оскорблением.

«Я не думаю, что издание атеистической литературы является оскорблением чувств верующих. Или, например, человек заявляет, что он в Бога не верит, - это само по себе не является оскорблением чувств верующих. А вот если он посягает на святыни, если он пишет непристойные слова на стенах храма, если он совершает акты вандализма, если совершает разного рода кощунственные действия, если призывает к каким-то агрессивным действиям в Интернете, то тогда его действия могут быть расценены как разжигающие ненависть или как наносящие оскорбление верующим», - сказал иерарх.

По мнению митрополита, то же самое может относиться и к неверующим: «Если мы выпускаем религиозную литературу - само по себе это не является оскорблением чувств неверующих. Если у нас есть храмы, если мы выходим с крестными ходами, если мы выступаем на телевидении - все это не является оскорблением чувств неверующих».

При этом представитель Церкви считает, что если «мы будем оскорбительно высказываться в адрес конкретного человека или конкретного сообщества людей, если мы будем очень неосмотрительно пользоваться своим языком или своими руками, то я думаю, что такие действия тоже могут подпасть под действие закона».

 

Проект «Родословные детективы» представлен в Казанском соборе

 Проект заместителя председателя общественного совета при Архивном комитете Санкт-Петербурга Даниила Петрова «Возвращение к семейным истокам, или Родословные детективы» был представлен 12 ноября в культурно-просветительском центре Казанского кафедрального собора.

Автор рассказал о сборнике из трех аудиодисков, выпущенном радио «Град Петров». Это цикл из пятидесяти передач о том, как восстановить семейную родословную.

Сотрудница радио и соавтор проекта Марина Лобанова поблагодарила рассказала, что, прослушав передачи, многие воспользовались советами и рекомендациями Даниила Петрова, чтобы глубже изучить историю своей семьи, страны и Церкви.

Так, слушательница Екатерина Чиркова узнала о новомученике протоиерее Михаиле Чельцове, ближайшем сподвижнике митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), который вместе с ним проходил по судебному делу 1922 года и был осужден на смерть. Она обнаружила в архиве документ, написанный сыном священника и проливающий свет на его кончину.

Даниил Петров рассказал, что идея создать цикл передач о восстановлении родословной возникла в 2015 году в редакции радио. Проект автор приурочил к столетию Октябрьской революции, поскольку этим трагическим событиям мы обязаны изменением отношения к истории предков.

При советской власти преследовали тех, чье происхождение было «неподходящим» - это явление, пояснил лектор, называется социальным геноцидом. Люди массово уничтожали архивы и семейные реликвии, боялись рассказывать о своих корнях, о своем прошлом. Поэтому сегодня большинство граждан знают о своих предках либо мало, либо вообще ничего. В передачах даются практические советы, как работать с архивами и родословными источниками, приводятся примеры, а также новейшие архивные данные.

Автор проекта показал, как практически можно восстановить утраченную историю предков, поделился знанием законов, психологических и криминалистических приемов, которые при этом помогут. Участники встречи узнали о стандартных (устные и письменные воспоминания) и необычных (подслушанные разговоры и прочитанные письма) родословных источниках.

Первое, что надо сделать тем, кто хочет заняться родословными поисками, - поговорить со всеми родственниками, особенно со старшим поколением, записать их рассказы на диктофон, сделать копии письменных воспоминаний. Затем изучить семейные архивы, причем обращать внимание на любые источники - письма, открытки, дипломы, дневники. Важно сохранять документы для будущих поколений. Следующий шаг - запросить метрические книги, хранящиеся в отделах ЗАГС, в которых отображены данные о рождении, браках и смертях наших предков, получить анкеты, личные дела и послужные списки по местам работы, службы и учебы, просмотреть открытые базы данных с архивной информацией.

«Надо искать не просто информацию о предках, а то, чем они жили, о чем думали, чем занимались, какая у них была семейная ситуация. В поисках важно понять мировоззрение предков, исторический антураж их жизни. Будьте готовы узнать как положительные, так и отрицательные сведения. Родословное исследование - вид научного исторического исследования, а наука стремится к честности и объективности», - заключил Даниил Петров.

 

Психологическая мастерская об осмыслении эмоций прошла в Казанском соборе

 В лектории культурно-просветительского центра Казанского кафедрального собора 11 ноября в рамках проекта «Психологические мастерские» Института психологического консультирования и психотерапии РХГА прошла лекция на тему «Свои и чужие эмоции и чувства - как с ними жить?». Ее провел председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Дягилев.

Отец Александр подчеркнул, что тема эмоций и чувств наиболее актуальна в семейных отношениях: конфликты в семье чаще всего происходят от неумения осознать и правильно выразить свои чувства. Люди не понимают мотивы даже собственных поступков, не говоря уж о поведении другого человека. Лектор привел печальную статистику: в 2016 году в России на 1 000 000 браков пришлось 600 000 разводов, и каждый год это соотношение растет. За расхожей фразой «не сошлись характерами» стоят несбывшиеся ожидания, основная причина которых - непонимание чувств друг друга и неумение построить диалог. Если научиться правильно выражать свои чувства, понимать чувства другого и строить диалог со спутником жизни, то остальные проблемы становятся решаемыми, и семья сохраняется.

«Человек, как мы знаем, состоит из души и тела. Причем нельзя говорить, что душа - это «хорошо», а тело - «плохо», потому что Бог создал человека как душу и тело вместе. Все, что создано Господом Богом, - хорошо, плохого Бог не творил. Грехопадением повреждены и душа и тело, то есть человек во всей своей целостности. Смерть (разлучение души и тела) - это не норма. Для того чтобы избавить нас от смерти, Иисус Христос - Бог стал человеком, пострадал, умер и воскрес из мертвых. Душа и тело связаны, они влияют друг на друга. Мы знаем о плотских страстях, но есть и душевные страсти. Всякий человек есть образ Божий, но все люди в той или иной степени повреждены грехом. Для того чтобы очиститься, есть Таинства Церкви, работа над собой, духовная жизнь. Бог задумал человека по образу и подобию Своему, сотворил - только по образу. Образ - это икона, данность. Подобие - это то, чем мы должны стать, наша цель. Грех - это извращение или недолжное использование чего-либо благого, созданного Богом. У каждого греха есть оборотная сторона - это что-то хорошее, созданное Богом, но используемое человеком не по назначению, недолжным образом», - сказал отец Александр.

Чувства, объяснил протоиерей Александр Дягилев, - тоже часть нашей природы, они не бывают «плохими» или «хорошими»: греховными могут быть не сами чувства, а способы их выражения, стремление к приятному чувству или уход от неприятного, помыслы, которые возникают вследствие того или иного чувства. Важно понимать, что неприятные чувства могут оказаться нам во благо, а приятные - потянуть к греху: например, стыд толкает нас на покаяние и изменение ситуации.

Чувства, подчеркнул лектор, надо отличать от состояний. Естественное природное чувство, если оно не обусловлено специфическим физическим состоянием человека, длится максимум полчаса. Состояние возникает после осознания чувства, когда человек стремится дольше испытывать то или иное чувство, «накручивать» себя. Состояния бывают греховными и не греховными: например, чувство уныния грехом не является, а состояние уныния - смертный грех. Поэтому каяться в чувствах на исповеди нет смысла, а в состояниях каяться нужно.

«Существует такое понятие, как рэкетные чувства - неадекватные, не соответствующие действительности, у которых нет основания быть здесь и сейчас, - продолжил отец Александр. - Наиболее распространены такие рэкетные чувства, как гнев, обида, стыд, вина и страх. За каждым из этих чувств стоит душевная рана, часто из детства. На рэкетные чувства стоит обращать особое внимание, важно вести дневник чувств, анализировать, что произошло. За чувства отвечает лимбическая система мозга человека. Когда между нейронами лимбической системы устанавливаются связи, начинается ее перепрограммирование, и тревожащие чувства уходят. Поэтому осознание причин часто приводит к тому, что беспокоящее человека чувство уходит само собой».

В качестве лучшего средства для выстраивания диалога и установления понимания с другим человеком протоиерей Александр Дягилев назвал эмпатию - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. «Человек не может осознавать чувства другого, если не умеет осознавать собственные. Поэтому сначала важно научиться понимать, что чувствуете вы сами, и лишь потом можно понять, что чувствует другой. Настоящее сопереживание возникает тогда, когда человек может правильно назвать чувства другого», - отметил отец Александр.

 

Представитель Церкви призвал наложить мораторий в пять-десять лет на тему захоронения Ленина

 Москва. 10 ноября. Тело Ленина должно быть захоронено, но в настоящее время это может расшатать политическую ситуацию в стране, считает первый зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник спикера Госдумы Александр Щипков.

«Давайте наложим мораторий, пять-десять лет (на тему захоронения вождя - «ИФ»). Не мы похороним, так наши дети похоронят, пролежал же он уже семьдесят лет! Но похоронить, конечно, надо», - сказал А.Щипков в ходе лекции в Библиотеке иностранной литературы в Москве.

Церковный деятель согласен с тем, что ситуация, когда непохороненное тело лежит в центре государства Российского, «это ситуация неправильная со всех точек зрения - и с человеческой, и с христианской, и с политтехнологической», и отметил, что «человека, который решится на это и похоронит Ленина, запомнят в истории».

Однако, по мнению эксперта, сегодня, когда по всему миру, не только на Украине, ломают памятники, связанные с советской эпохой, необходимо на какое-то время ввести мораторий на борьбу с политическими символами.

Такой мораторий, по мнению А.Щипкова, даст возможность развивать и продолжать межнациональный консенсус, найденный при присоединении Крыма к России в 2014, «не расшатывать его, не ломать его, а поддерживать».

«Что для нас важнее сегодня - поиск этого межнационального консенсуса, который обезопасит нас и наших детей от возможной следующей крови, или сроки захоронения Ленина?» - задал риторический вопрос церковный деятель.

 

Выставка «Русь соловецкая» открылась в особняке Румянцева

 Выставка Геннадия Правдина «Русь соловецкая» открылась 9 ноября в особняке Румянцева.

Заведующая этим филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга Татьяна Шмакова отметила, что в скором времени здесь планируется открытие постоянной экспозиции, посвященной академику Дмитрию Лихачеву, бывшему заключенным Соловецкого лагеря особого назначения и, возможно, два события совпадут.

Экспозиция представляет ретроспективу творчества художника - 80 произведений, созданных в разные годы. Мастер, начиная с 1980-х, посещал Соловецкие острова и побывал во многих труднодоступных местах: на островах Большом Заяцком, Анзере, Большой Муксалме. За тридцать лет создано более 300 живописных работ, посвященных Соловкам.

Художник писал Соловки в разные времена года, но особенно любит соловецкую осень: рыжую полыхающую траву, силуэты деревьев, на глазах становящиеся прозрачными. На его картинках нет людей, присутствие человека угадывается лишь в зданиях - больших каменных храмах, часовенках и избушках, в простых деревянных поклонных крестах, поставленных в память о новомучениках.

Многое из того, что увидел на Соловках художник, уже стало историей - например, виды еще не отреставрированного кремля.

Его коллега Владимир Прошкин, выступая на церемонии, сказал, что художнику удалось передать «содрогание души», которое ощущает человек на Соловках.

«До того, как я впервые приехал на Соловки, у меня было внутреннее стремление туда попасть. Тогда это была погранзона, нужно было разрешение, и я чудом его получил, - вспоминает художник. - Здесь переживается ощущение вселенского покоя - не зря монахи плыли через студеное море в поисках Царствия Божия. Да, в 1920-1930-е годы здесь был лагерь, куда были заключены в том числе и священнослужители, но для меня в этом нет противоречия. Христианин должен пребывать в радости даже когда страдает, он этим к Богу приближается. Красота там настолько одухотворена, невозможно передать ее словами - такое же ощущение, когда прикладываешься к иконе. Стремишься снова и снова это пережить».

Как рассказал художник, альбом с соловецкими пейзажами был подарен наместнику обители архимандриту Порфирию (Шутову).

Геннадий Правдин (р. 1962) - выпускник Художнственно-промышленной академии, член Союза художников России. Его персональнальные выставки экспонировались в Соловецком музее-заповеднике, Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме и в помещении петербургского Союза художников.

Выставка продлится до 24 декабря. Адрес - Галерная ул., 45.

 

Глава Дома Романовых почтила память жертв Октябрьской революции в корабельном храме крейсера «Аврора»

*** Императорская семья признает свою долю ответственности за постигшие Россию беды

Санкт-Петербург. 8 ноября. Глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна посетила в среду «Аврору», где возложила цветы к монументу в память обо всех моряках, служивших на легендарном крейсере с начала его истории.

Как передает корреспондент «Интерфакса», в корабельном храме во имя Святителя Николая великая княгиня молилась о упокоении жертв братоубийственного противостояния с обеих сторон - «красной» и «белой».

Заупокойную службу совершил протоиерей Александр Ткаченко, настоятель собора Святого Духа, член Общественной палаты РФ.

В беседе с собравшимися после литии глава Дома Романовых сказала, что, по ее убеждению, важно «не только уметь прощать, но и просить прощения, не требовать от других покаяния, но подавать пример собственным покаянием».

Она отметила, что императорская семья признает свою долю ответственности за беды, постигшие Россию, никого не обвиняет, а призывает к честной и объективной оценке всех периодов российской истории, и одной из наиболее первостепенных задач для себя считает служение национальному единству на основе взаимного уважения, в духе доброжелательного диалога между соотечественниками разных взглядов.

Накануне, 7 ноября, глава Дома Романовых посетила Петропавловский собор, где настоятелем архимандритом Александром (Фёдоровым) были отслужены молебен о народе российском, властях и воинстве и краткая лития по предкам великой княгини.

Вечером того же дня Мария Владимировна присутствовала в Мариинском театре на музыкально-театрализованном вечере памяти 100-летия революции 1917 года «Уроки истории» и дала высокую оценку этому представлению, посвящённому идее национального примирения.

 

Россия без революции могла бы достичь большего, считает митрополит Иларион

Москва. 7 ноября. Октябрьская революция помешала эволюционному развитию России, считает митрополит Волоколамский Иларион.

«Россия могла достичь гораздо больших успехов, если бы она развивалась не революционным, а эволюционным путем», - заявил он в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24» (ВГТРК).

Отвечая на вопрос ведущего о том, могла ли Россия начала XX века стать прогрессивной страной капиталистического типа, иерарх напомнил, что до начала Первой мировой войны страна развивалась быстро и стабильно.

Он выразил уверенность в том, что возможность эволюционного развития России была, но ее упустили. Митрополит привел в пример план электрификации страны: его связывают с именем Ленина, но разработан он был еще во время правления Николая II.

 

Конференция «Священное наследие Церкви» прошла в СПбДА

Kонференция «Священное наследие Церкви» прошла 6 ноября в Санкт-Петербургской духовной академии. Организаторы - СПбДА и Российский православный университет при поддержке Центра по изучению православных святынь.

Темы конференции - канонические основы почитания мощей, проблематика установления исторической достоверности, документированного сопровождения реликвий и меры против их фальсификации.

Участниками конференции стали благочинный Василеостровского округа протоиерей Виктор Московский, директор ЦДКиО Московского округа иерей Герман Каптен, председатель Союза православных предпринимателей Владислав Жукович, священнослужители Санкт-Петербургской епархии, слушатели епархиальных курсов, студенты СПбДА.

«Мы живем в такое время, когда некоторые люди могут наживаться на трепетном отношении верующих к святыням, - отметил ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий. - Через международные торговые площадки продаются поддельные мощевики, реликварии, для кого-то это превратилось в бизнес.

Настало время упорядочить процесс поступления святых мощей в наши храмы. Мы не призваны делать тотальную ревизию прошлого, которая была бы неполезна с духовной точки зрения. Однако необходимо определить действия, которые необходимы для прояснения позиции Церкви в таком важном деле, как почитание и передача священных реликвий.

Необходимо научное изучение вопроса. Для этого имеются все возможности - работают духовные учебные заведения, созданы исследовательские центры, усилиями которых можно проследить исторический путь реликвий из прошлых веков в современность и установить их подлинность».

С 2012 года в Российском православном университете работает Центр изучения православных святынь - совместный проект РПУ, ОРОиК Санкт-Петербургской епархии и Воронежского государственного университета.

Доклад ректора РПУ, наместника Высоко-Петровского монастыря игумена Петра (Еремеева) был посвящен ответственному отношению к святыням. В среде духовенства еще не выработалась культура систематической проверки их достоверности.

Настоятель Патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Бари (Италия) протоиерей Андрей Бойцов поделился опытом, полученным при принесении мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию летом нынешнего года.

Продолжил тему отношения к святыням в Римо-Католической Церкви насельник Высоко-Петровского монастыря иеромонах Константин (Симон). Он рассказал о том, как вопрос почитания святынь осмыслен в каноническом праве Западной Церкви.

Директор Центра по изучению православных святынь Михаил Артеев поделился своим богатым опытом в сфере исследования исторической подлинности христианских реликвий. Он подчеркнул, что методы химического анализа не всегда являются приоритетными при установлении подлинности той или иной реликвии - не менее достоверным можно считать метод исторического исследования: изучение архивных документов, определение конечного источника, из которого произошли те или иные мощи. Такой подход оправдан тем, что в христианском мире всегда существовало трепетное отношение к святым реликвиям, следовательно, любые перемещения святыни почти всегда тщательно документировались.

Клирик Московской епархии протоиерей Игорь Выжанов в течение нескольких лет занимал должность настоятеля в различных православных храмах Италии. В своем выступлении он рассказал о тонких особенностях в различии почитания святынь в православном и католическом мире.

Слушателей интересовала практическая сторона дела: как определить подлинность святых реликвий, что делать, если мощи, которые долгое время были выставлены в храме, оказались поддельными, и так далее.

Подводя итог работе конференции, архиепископ Амвросий отметил, что в ее ходе было обозначено множество серьезных проблем, решение которых, безусловно, требует участие всего Соборного разума Церкви. Но при этом важными являются и подобные локальные мероприятия, которые создают определенный прецедент, помогают задать конкретные вопросы и расставить нужные акценты при рассмотрении животрепещущей темы поклонения христианским святыням.

В завершение вечера владыка Амвросий вручил ректору РПУ игумену Петру (Еремееву) знак священномученика Серафима Петроградского.

 

Конференция к 100-летию революции состоялась в СКК

»Духовно-нравственный вектор российского столетия (1917-2017)» - так озаглавили организаторы форума православной общественности конференцию, прошедшую 5 ноября в СКК. Пытаясь осмыслить трагические события, его участники задались вопросом, куда идет страна.

Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин выразил мнение по поводу выхода в широкий прокат фильма «Матильда», отметив, что в нем «грубо искажена история государства Российского». В картине венценосные особы изображены в неприглядном свете, что в год столетия трагических событий 1917 года выглядит как явное и спланированное кощунство.

Алексей Воронцов, профессор РГПУ, сделал доклад «О повышении самосознания русского народа», акцентировав внимание на необходимости защиты русского языка как средства межнационального общения.

Доктор социологических наук Валентин Семенов в докладе «Идеал веры - правды - справедливости как духовно-нравственный вектор России» представил концепцию, согласно которой во всякой стране есть духовный менталитет, изложил разработанную им теорию полиментальности российского общества.

Сопредседатель Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга Алексей Швечиков сделал доклад «Сталин и Третий Рим».

Главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Дверницкий посвятил выступление теме «Свобода. Справедливость, народность. Народность - русская идея века». Россия в своей истории прошла четыре периода, сменявшимися революциями, которые возглавляет вождь. Первый период - духовная революция, совершенная великим князем Владимиром, крестившим Русь. Второй, московский, ассоциируется с царем Иоанном Грозным и обретением государственности. Третий, имперский, начал государь Петр Великий, русская цивилизация в этот период обрела максимальную мощь и величие русского духа. Четвертый - республиканский, для него характерна борьба за свободу и справедливость.

С докладом «Кризис науки и образования в России и пути выхода из него» выступил вице-президент Российской академии естественных наук Георгий Фурсей. По его словам, самое страшное - когда человечество забывает о важнейшем значении нравственных законов, тогда наступает расчеловечивание. Глубокий смысл для русского народа имеют любовь и соборность. В образовании надо вернуться основам, заложенным великим Михаилом Ломоносовым.

Важнейший доклад «Февраль и Октябрь: два пути русской цивилизации» сделал директор Российского института истории искусств Александр Казин. Он отметил, что Россия продолжает религиозную борьбу, невидимую брань. На Западе религиозная борьба завершилась поражением. Февральская революция - ключевое событие, победа модерна, который в Европе победил три-четыре века назад. Произошел слом оснований православной цивилизации. Русский народ не принял переворот. В основе Октябрьской революции лежала идея земного рая. Октябрь стал расплатой, искуплением за Февраль, а Великая Отечественная война - искуплением Октября. Если бы не был уничтожен оккультный германский рейх, то русского народа уже бы не было. На это и была направлена агрессия рейха. Для России власть - скорее бремя, чем привилегия, а богатство - испытание. Сейчас очевидны признаки завершения определенного этапа в мировой истории. В этом плане значение России уникально: это единственная страна в мире, которая продолжает защищать христианские идеалы.

С докладом «Любовь русского народа как основа российской государственности» выступил профессор Валерий Андреев. Естественной сверхзадачей любого народа и государства является максимизация земного срока своего существования. Среди русских и православных преобладают консерваторы. Компромисс между либералами и консерваторами невозможен. Если будет выбран либеральный курс, это приведет к исчерпанию ресурсов и вымиранию этноса. Необходимо добиваться установления системы консервативных предпочтений. Во главе государства должны стоять консервативные, национально ориентированные и религиозные люди.

Доцент СПбГУ Георгий Зазулин выступил с докладом «К вопросу о векторе духовно-нравственного развития России в XXI веке». В его понимании Февральская революция - одна из первых «цветных». Она перешла в братоубийственную войну, а затем в противостояние материализма и идеализма. В наше время необходимо уменьшение социальной поляризации в идеологической и экономической сферах. Главный инструмент для этого - Стратегия национальной безопасности России.

Также прозвучали доклады «Духовные причины разложения Вооруженных Сил дореволюционной России в 1917 году» члена Собора православной интеллигенции Александра Белякова, «Духовно-нравственный вектор дореволюционной отечественной психологии и современные проблемы» директора Центра христианской психологии и антропологии Юрия Зенько, «Анатомия измены: почему и как произошла Февральская революция (1917)» доцента СПбГУ протодиакона Владимира Василика, «Российская провинция в XX - начале XXI века: духовно-нравственный аспект» Дмитрия Стогова.

Конференция была организована Собором православной интеллигенции, епархиальным ОВЦО, ТО «Возрождение», Александро-Невским братством, Русским собранием и Советом православных общественных объединений Санкт-Петербурга.

 

 

Разрушающийся храм XV века отреставрируют в Псковской области

 Псков. 3 ноября. Реставрационные работы в церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелетово Псковской области будут возобновлены в срочном порядке, сообщает пресс-служба правительства региона.

Решение было принято в ходе рабочей встречи врио губернатора Псковщины Михаила Ведерникова с министром культуры РФ Владимиром Мединским в пятницу в Москве.

По словам М.Ведерникова, в настоящее время храм в Мелетово находится в аварийном состоянии. «Церковь Успения Пресвятой Богородицы - это уникальный объект XV века, который хранит не менее уникальные вещи. Но сейчас в здании очень большие трещины, и зиму оно может просто не пережить», - цитирует пресс-служба врио губернатора.

В.Мединский пообещал вернуть историко-культурный объект в план министерства по реставрации и выделить средства на полное восстановление церкви.

Кроме того, М.Ведерников обратился к министру с просьбой оказать поддержку в реставрации Анастасиевской часовни в Пскове, которая находится в аварийном состоянии. Она была построена в 1911 году знаменитым зодчим «серебряного века» Алексеем Щусевым, а внутренние интерьеры украшены росписями по эскизам Николая Рериха. Последний раз ее реставрировали порядка 50 лет назад, и в настоящее время она закрыта для посещения.

В.Мединский заверил, что министерство готово оказать необходимую финансовую поддержку этому памятнику культурного наследия.

 

Имена святых присвоят всем самолетам Sukhoi Superjet 100 компании «ИрАэро»

Иркутск. 2 ноября. Авиакомпания «ИрАэро» (базируется в Иркутске и Омске) приняла решение освятить полученные в течение 2016-2017 годов лайнеры Sukhoi Superjet 100, сообщила в четверг пресс-служба авиаперевозчика.

«Наш авиапарк пополнился девятью самолетами российского производства. Совместно с Иркутской епархией Русской православной церкви было выбрано девять имен святых», - говорится в сообщении.

Лайнерам присвоят имена Спиридона Тримифунтского, Матроны Московской, Владимира Крестителя, Ксении Петербургской, апостола Петра, апостола Павла, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Александра Невского.

Как уточняется, церемония освящения самолетов назначена на 7 ноября, ее проведет настоятель храма Дмитрия Донского протоиерей Константин Кожуховский в иркутском аэропорту.

Ранее сообщалось, что «ИрАэро» подписала договор с Государственной транспортной лизинговой компанией о лизинге четырех новых самолетов Sukhoi Superjet 100 в модификации LR с дальностью полета до 4,5 тыс. км. Все самолеты были переданы авиакомпании в первом полугодии 2017 года и сейчас эксплуатируются.

 

Подобие Кижей могут создать в Ленобласти, перенеся на одну площадку памятники деревянного зодчества

 Санкт-Петербург. 1 ноября. Власти Ленинградской области рассматривают возможность переноса в одно место деревянных церквей - объектов культурного наследия, не имеющих прихода и расположенных вдали от населённых пунктов.

Как сообщил на заседании общественного совета по сохранению культурного наследия региона глава комитета по культуре Валерий Чайковский, реставрация таких объектов нерациональна, так как без должного ухода через три года деревянная церковь вернётся в прежнее состояние.

«Может быть, есть смысл переноса таких объектов и создание в регионе условных «Кижей», - предложил он.

Со своей стороны губернатор области Александр Дрозденко отметил, что в таких объектах заинтересовано руководство туристической деревни «Мандроги», на чью площадку можно было бы перенести памятники деревянного зодчества.

«Есть также вариант воссоздать такую зону на территории Невского лесопарка, зону культовых построек деревянного зодчества. Либо нужно создавать НКО, которые будут эти объекты (в их историческом месте - ИФ) держать на балансе, смотреть за ними, обеспечивать доступ туристов», - сказал А.Дрозденко.

«Для меня, конечно, самый хороший вариант - привлечь инвестора, который все это перенесёт на свою территорию, будет следить, сохранять. Но правильно ли это будет (отрывать церковь от места - ИФ)? Давайте еще подумаем над этим вопросом, обсудим в первом квартале следующего года на общественном совете», - добавил он.