Интервью Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия газете «Санкт-Петербургские ведомости»

 

Большой праздник - Пасху - готовятся отметить православные петербуржцы в эти выходные. В преддверии праздника наш гость ответил на вопросы редакции о самом важном для человека - поисках своего пути в жизни и вере, о национальной идее, о роли церкви в современном обществе.

 

- Владыка, сегодня настроения в российском обществе как никогда многовекторны. Как в этих условиях молодые люди находят свой путь к вере и православию? И обязательно ли это? Если можно, расскажите о вашем пути к вере, монашеству.

- Человек как творение и образ Божий всегда стремится к своему первообразу - к тому, кто его создал. Вера в Бога заложена в нас с рождения, и у каждого есть потенциал для ее развития. Этому помогают пример родителей, воспитание в семье, влияние учителей и наставников. В период взросления родные люди должны отвечать на фундаментальные вопросы - что есть добро, правда, справедливость? Кто есть Бог? Взрослые, к которым часто обращается за советом молодежь, не всегда могут ответить на эти вопросы, поскольку нужно обладать не только знаниями, но и личным опытом веры.

Открывает Бога, конечно же, Церковь. Но вот что мы видим: ребенка до 13 - 14 лет приводят в храм родители, бабушки, а после ходят лишь единицы. Это проблема. В работе с молодежью подросткового возраста мы, к сожалению, отстаем, хотя стараемся многое делать. В Санкт-Петербургской епархии 148 воскресных школ, молодежный отдел, волонтерское движение. Но мы понимаем, что без помощи семьи результаты нашей работы будут не такими высокими, как хотелось бы.

В современном мире много соблазнов и искушений, когда люди сворачивают с первоначальной дороги, но «душа, которая по природе христианка», всегда найдет путь к Богу. Не сразу. Многие испытания предстоит пройти.

Если говорить обо мне, то веру я принял от мамы, глубоко верующей женщины, воспитавшей нас, шестерых детей. Личный пример ее и тех верующих, с кем пришлось встречаться, помогали этой вере возрастать и укрепляться.

Помню, как спустя некоторое время после смерти Сталина стали выходить на свободу заключенные, многие из которых сидели за веру в Бога. В наше село такие люди тоже приезжали. Это были гиганты духа, глубокие и цельные личности, не сломленные неволей. У них был выбор: отказаться от веры и остаться на свободе или отправиться в многолетнюю ссылку. Они избрали второе, поскольку свою верность Богу ставили выше всего земного, временного.

Мы видели много примеров подобной веры в паломнических поездках с родителями по монастырям-лаврам: Троице-Сергиевой, Киево-Печерской, Псково-Печорской, Успенско-Почаевской.

Принятие монашества для меня не было сложным, отчасти из-за того, что, как я уже говорил, видел, часто посещая монастыри, как люди посвящают Богу не малую часть жизни, а всю без остатка.

Монашеский образ жизни мне был всегда по душе. Я видел пример посвящения себя Богу в лице своего духовного отца схиархимандрита Михаила (Кожевникова), который был пастырем и монахом всегда, независимо от места и времени.

У каждого человека путь к монашеству свой, и у большинства, думаю, он нелегкий, во внутреннем борении. Нелегко отказаться от семьи, детей, мирских радостей. Это удел небольшого числа людей, избравших «узкий путь» в Царствие Небесное.

Преподобный Иоанн Лествичник, живший на рубеже VI - VII веков, пишет, что в монашество следует идти по трем причинам: из-за множества грехов, ради стяжания Царствия Небесного и по любви к Богу.

- Русская православная церковь последние десятилетия заняла достаточно активную позицию в обществе. Понятно, что этому способствовало освобождение от коммунистической идеологии. Но, как известно, «свято место пусто не бывает». Стремится ли православие заполнить освободившееся пространство?

- В эпоху господства коммунистической идеологии верующих в нашей стране было немало, я, например, тайно крестил в Пензе даже обкомовских работников. Люди боялись открыто быть христианами, исповедовать веру, но в душе по-своему верили. Православие встало не на место коммунистической идеологии, а, скорее, освободилось от его давления. Как известно, идеологии приходят и уходят, а православию уже больше двух тысяч лет и оно не перестанет существовать. В Церкви происходит связь человека с Богом, земного и небесного, поэтому она всегда занимала «свое» место - и в эпоху господства атеистической идеологии, и два века назад, и сегодня. Это место не идеологизировано, не выполняет политическую функцию, с него не ведутся баталии за симпатии общественности. Место православной веры - в сердцах верующих людей, и это место никогда не бывает пусто как раз потому, что оно свято.

- Общество до сих пор находится в поисках «национальной идеи». Что может сказать по этому поводу Церковь?

- Церковь на эти вещи смотрит по-другому, с позиции вечности. Одни говорят, что национальной идеей должно быть сбережение народа, другие - экономическое процветание, третьи - борьба с болезнями. Это все правильные вещи, и их, безусловно, нужно делать. Но разве смысл существования, как определяется понятие национальной идеи, должен быть в том, чтобы нас было больше или мы были богаче и здоровее? Это же второстепенные вещи, их придумывают, наверное, от безысходности. Все благие идеи будут обречены на неудачу, если не заниматься главным - исцелением сердца человека, его греховной природы. Именно оттуда идет все несовершенство, которое мы наблюдаем в мире. Лечить нужно болезнь, а не только последствия. Нужен новый человек.

В этом вопросе, думаю, следует обращаться к опыту святых, у которых «национальной идеей» было личное совершенствование и спасение души. Во главу угла должна быть положена идея духовно-нравственная. Без этого не будет ни сбережения, потому что аборты и пороки не дадут этого сделать; ни экономического процветания - все разворуют; ни исцеления от болезней, потому что они являются чаще всего следствием совершенных грехов.

На протяжении столетий «национальной идеей» нашей страны была практика святости, стремление к совершенству, которое, начинаясь от одного человека, преображало все общество, весь народ. Не случайно преподобный Серафим Саровский сказал: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Нужно брать за основу идеи Евангелия, то, что Господь наш Иисус Христос заповедовал в Нагорной проповеди - быть милосердными, любить ближних, стремиться к миротворчеству, не делать другим того, чего себе не желаешь... Тогда в лучшую сторону изменится жизнь не только одного человека, но будет меняться и жизнь государства.

- Стремится ли церковь к расширению своего влияния в обществе? Какие задачи решает сегодня Санкт-Петербургская митрополия?

- Влияние Церкви на общество исключительно духовно-нравственное. Оно имеет целью возвысить человека до богоподобного состояния, сделать, как я уже говорил, нового человека. Церковь никого не принуждает, но с любовью призывает, например, к исполнению заповедей Божиих, которые, как Правила дорожного движения, не дают человеку опрокинуться с ровной дороги в канаву. Они говорят о том, какие могут быть последствия, если эти правила игнорировать. Наличие заповедей обусловлено заботой Бога о человеке.

Чтобы общество было духовно здоровым, крепким, жизнеспособным, начинать воспитание человека нужно с ранних лет, с детского возраста. На общецерковном уровне мы давно озаботились этой проблемой. Одна из недавних инициатив - создание по благословению Святейшего Патриарха Кирилла рабочей группы по усовершенствованию пастырской подготовки студентов духовных учебных заведений. Важно иметь навыки церковной работы со студенческой молодежью, военнослужащими, заключенными, в социальной сфере. Нужно Церкви и обществу совместно решать эти непростые задачи.

Мы также активно занимаемся теми направлениями церковной работы, которые считаем приоритетными: социальным, катехизическим, миссионерским. Например, почти во всех больницах у нас есть храмы или молитвенные комнаты с регулярными богослужениями, где священники беседуют с пациентами, совершают требы. Активно участвуем в антиабортной деятельности, в отдельных случаях помогаем мамам материально - предоставляем место для проживания, если его нет, обеспечиваем питанием и одеждой.

Что касается социального служения, то в епархии работают координационные центры разной направленности: помощь детям, оставшимся без родителей, поддержка больных и инвалидов, помощь нуждающимся и малообеспеченным семьям, по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, по работе с глухими и слепоглухими, по работе с волонтерами и сестрами милосердия. Действует епархиальная больница блаженной Ксении Петербургской. Общество православных психологов оказывает помощь в рамках христианского мировоззрения.

Главное, через что Церковь совершает свою проповедь, это храмы. На сегодня в городе их не хватает, нужно еще минимум 300 храмов в «спальных» районах. Сложно проводить просветительскую деятельность, когда в микрорайоне со ста тысячами жителей всего один храм.

По рекомендации Архиерейских Соборов последних лет, должно быть не менее одного храма на десять тысяч. В этом отношении Петербург на самых низких показателях в общецерковном рейтинге.

Что касается уже решенных задач, то мы в таких категориях не рассуждаем: нет предела человеческому совершенству. Закон духовной жизни говорит: если не идешь вперед, то откатываешься назад. Мы всегда смотрим вперед.

- Как развивается монашество на территории Санкт-Петербургской митрополии?

- На сегодняшний день в Петербурге четыре монастыря и двенадцать монастырских подворий. Вопрос создания новых обителей на повестке дня не стоит - все зависит от желания самих людей, которые готовы организовать монашескую общину, найти место и жить в соответствии с уставом.

В наши обители приходят люди разного возраста, имеющие духовное или светское образование, на которых встреча с Богом оказала такое мощное влияние, что теперь они не мыслят себя вне постоянного молитвенного общения с ним.

В последние годы наметилась тенденция к уменьшению желающих принимать монашество. И это не случайно. Непросто жить общинной жизнью по строгому уставу в современную эпоху повсеместного индивидуализма.

Некоторым людям сложно представить жизнь монашеских общин в центре современного мегаполиса - как спасаться, идя таким сложным путем, в условиях окружающих соблазнов? Это действительно непростая дорога, однако она и наиболее благодатная. Уходя в монастырь, который находится, скажем, в центре Петербурга, человек осознает всю серьезность такого шага и ответственность, которую берет перед Богом и своей совестью.

Нелегко было подвижникам уходить в пустыни и леса, но там они оставались наедине с собой, познавали с помощью молитвы любовь Божию к человечеству и свое глубокое несовершенство. Сегодня монахи зачастую - и Петербург, скорее, правило, чем исключение, - совершают молитву за весь мир в центре этого «мира». Это большое испытание, но за праведное несение таких трудов от Бога будет и большая награда.

Развитие иноческой жизни постепенно идет, но еще многое нужно сделать для восстановления исторического облика монастырей, возрождения разрушенных храмов, например, в Троице-Сергиевой пустыни, которая до революции была одним из духовных центров города, местом подвига святителя Игнатия (Брянчанинова). Наши монастыри медленно восстанавливаются за счет частных пожертвований прихожан, благотворителей. Поэтому, пока приводишь в порядок одну часть строений, нужно ремонтировать уже другую.

- В Петербурге строится или восстанавливается много храмов. Есть довольно интересные, но и неожиданные решения, как, например, оформление лабиринта в Феодоровском соборе. Епархия участвует в утверждении проектов зданий церквей, оформлении их интерьеров?

- Конечно, епархия участвует в утверждении проектов новых храмов. В прошлом году была восстановлена существовавшая до революции должность епархиального архитектора. Он участвует в проектировании, рассматривает готовые проекты восстанавливаемых и планируемых к строительству храмов, консультирует настоятелей и благочинных.

Сегодня невозможно копировать образцы храмов прошлых веков, которые просто не соответствуют архитектурному облику городов. Если поставить храм XIX века в центр современного города, он лишь подчеркнет примитивность нынешнего зодчества. К сожалению, пока не найден стиль современного храма, соответствующего как древним канонам, так и архитектуре эпохи. Строят часто по мотивам древнерусским, балканским, барокко. Часто проекты создаются, исходя из финансовой возможности прихода осуществить его на деле.

На настоятелях лежит большая ответственность за использование храмов, имеющих историческую и культурную ценность. Милостью Божией многие из них за прошедшие десятилетия восстановлены и отреставрированы, другие еще ждут своего часа.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уделяет большое внимание восстановлению и обслуживанию таких храмов. С этого года все проекты реставрации, содержания церковных памятников будут согласовываться с недавно созданным экспертным советом Московской Патриархии по церковному искусству, архитектуре и реставрации.

Для Петербурга это особенно актуально. В городе 78 храмов, имеющих федеральное значение, и 15 - региональное, не считая приходских домов при них.

Что касается собора Феодоровской иконы Божией Матери, в нижнем, крестильном, храме рисунок мраморного пола действительно выполнен в форме лабиринта, как образ извилистого непростого пути человека к Богу. Это нетипичное для нашей страны оформление, скорее, западное. Лабиринты имели место в дохристианской религиозной культуре.

- Церковь, как известно, отделена в нашей стране от государства. Но периодически можно видеть, что президент России и патриарх встречаются, обсуждают важные вопросы. Некоторые историки утверждают, что такого близкого сотрудничества Церкви и государства не было на протяжении всей истории России. Вы разделяете эту точку зрения?

- Безусловно, разделяю. Если вы имеете в виду сотрудничество между равно независимыми друг от друга институтами, то сегодняшний случай не имеет примеров в истории России. Не то что близкого, раньше не было практически никакого сотрудничества, Церковь была полностью зависимой от власти князя, царя или императора.

Особенно это касается Синодального периода, когда вместо патриарха ее, по сути, возглавлял император. В советскую эпоху Церковь была на грани уничтожения, а ее присутствие в обществе власть сузила до микроскопических размеров.

В Евангелии есть такие слова Иисуса Христа, обращенные к апостолам: «Будьте солью земли и светом миру». Сегодня государство настолько глубоко присутствует во всех сферах жизни общества, что Церковь просто обязана сотрудничать с ним, иначе она станет маргинальным сообществом и не сможет в должной мере исполнить Богом заповеданную миссию - просвещать людей светом Христовым.

Сотрудничество, о котором вы говорите, нисколько не нарушает конституционного принципа отделения Церкви от государства. Русская православная церковь, участвуя в общественных процессах, не пытается занять место какой-либо политической, или тем более идеологической силы, но выполняет свою изначальную миссию, проповедуя о Господе Иисусе Христе, говоря о вечных евангельских ценностях - любви, добре, справедливости, семье. В вопросах развития этих ценностей Церковь ведет диалог с государством. И, надо признать, такое сотрудничество приносит обществу большую пользу.

В качестве примера плодотворного сотрудничества можно сказать о принесении в прошлом году в Петербург мощей святителя Николая Чудотворца, к которым за 15 дней приложились 540 тысяч петербуржцев и гостей города. Городские службы вместе с епархией, как единый механизм, обеспечивали это сложное с точки зрения организации мероприятие.

- Ваш жизненный и церковный путь долгое время не был связан с городом на Неве. Удалось ли за эти годы - после назначения митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским - полюбить наш город, людей с их менталитетом, довольно сдержанным, для вас, жителя центральных областей России, наверное, непривычным?

- Достоинство Петербурга - в его людях, живших здесь в минувшее время и живущих сегодня. Как можно не любить такой прекрасный и богатый своей историей город! Столько святынь мало где еще встретишь. И какие у города великие небесные покровители! Это и святой Александр Невский, и праведный Иоанн Кронштадтский, и блаженная Ксения Петербургская, и преподобный Серафим Вырицкий.

Всегда радуюсь возможности совершать богослужения в таких намоленных местах, у мощей святых подвижников - это как раз и есть живое соприкосновение с духовной историей северной столицы, с ее верующими жителями.

Когда обращаюсь с проповедью к верующим петербуржцам с амвона, лично общаюсь с ними в храме, вижу в глазах живой отклик, искренний интерес, сопереживание. Ту горячую веру в Бога, которая и помогала нашему городу пережить все испытания, выпавшие на его долю, в том числе страшную блокаду.

- Совершив богослужение, вы выступаете с архипастырским наставлением. Что бы вы пожелали, посоветовали нашим читателям? Жизнь сегодня непроста, в чем искать утешение? Какими радостями довольствоваться? К чему стремиться?

- Мы приближаемся к великому празднику Светлого Христова Воскресения, который занимает центральное место в жизни каждого верующего человека. Это событие говорит нам: несмотря на все временные трудности и испытания, окончательная победа добра над злом, жизни над смертью уже одержана. Мы все можем соприкоснуться с этой пасхальной радостью через веру в воскресшего Христа. Именно эта вера дает надежду на будущую жизнь и наполняет наше существование смыслом. Хочется всем пожелать иметь в сердце огонек этой веры, который, освящая нашу жизнь, будет светом и для окружающего мира.

Подготовил Олег РОГОЗИН

https://spbvedomosti.ru/news/gost_redaktsii/gost_redaktsii_varsonofiy/

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить