Сербская православная церковь отказалась признавать ПЦУ

Москва. 28 февраля. ИНТЕРФАКС - Сербская православная церковь сформулировала официальную позицию по церковной ситуации на Украине, подчеркнув, что Украинская православная церковь, возглавляемая митрополитом Онуфрием, единственная Церковь, которую она знает и признаёт.

«Сербская православная церковь не признаёт в качестве «автокефальной церкви Украины» провозглашенную, но с канонической точки зрения не существующую, а на деле насильно навязанную, искусственную «конфедерацию» украинских раскольнических группировок», - говорится в заявлении бюро печати и массовой информации СПЦ, распространенном в четверг в Москве.

Согласно документу, «раскольники остались раскольниками», и «единожды раскольник - раскольник навсегда, за исключением случаев искреннего обращения и глубокого покаяния». «Единственной Церковью, которую Сербская церковь знает и признаёт, является каноническая Украинская православная церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием», - говорится в заявлении СПЦ.

Вторжение Константинопольского патриархата на территорию Русской церкви в документе характеризуется как неканоничное, а созванный в Киеве при участии Константинополя объединительный собор назван «разъединительным и разделительным лжесобором, еще глубже выкопавшим ров отчуждения и распада общества несчастной страны Украины».

Сербскому духовенству рекомендовано воздерживаться от литургического и канонического общения не только с духовенством ПЦУ, но также с архиереями и клириками, которые служат с ним или имеют с ним общение.

Сербская православная церковь также «просит и умоляет» Константинопольского патриарха пересмотреть принятые им решения, дабы восстановить «благословенный мир и единство поместных святых Божиих Церквей».

 

РПЦ сравнивает урон России от абортов с потерями во Второй мировой войне

Москва. 28 февраля. ИНТЕРФАКС - Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов сопоставил количество абортов в России с последствиями страшной войны и заявил о необходимости переломить общественное сознание, которое, по его оценке, спокойно относится к этому вопросу.

«Нам нужно выбрать между христианством и фашизмом. Мы ходим на «Бессмертный полк». Но это убили враги. А сколько убили мы сами? Побольше, чем на второй мировой войне, гораздо больше. Надо над этим задуматься», - заявил священник на форуме «Охрана репродуктивного здоровья семьи и ребенка: новые технологии и медицинская этика» в Москве.

Священник считает, что «массовое убийство русскими людьми русских детей страшнее Холокоста».

По его словам, россияне стали «очень старым народом», средний возраст которого - 40 лет. «Когда нам показывают Сирию, мы видим огромное количество детей, а у нас их как будто нет. Один ребенок, редко - два, а три - это считается многодетной семьей. А три и больше - это 4% населения», - посетовал глава патриаршей комиссии.

В этой связи он напомнил о постулате Гитлера для русских: чтобы они вымирали, аборт надо сделать «абсолютно приемлемым и совершенно желательным». «Сегодня, несмотря на победу над нацизмом, наше общество во многом живет в согласии с подобным планом (...) То есть народ «заточен» на самоубийство», - утверждает священник.

Кроме того, он призвал задуматься об этической и правовой стороне вопроса. «Замечательные слова «права эмбриона». Интересно, что такое «эмбрион»? Если у него появляются права, если он в отдельных случаях является пациентом? Может быть, он все-таки человек? Человек в коме - это вообще человек, или это «постэмбрион» какой-то? Может, тогда незачем на него деньги тратить? Может, тогда применить эвтаназию? Что ее тогда запрещают?» - заявил представитель РПЦ.

Попутно он выразил возмущение тем, что аборты в России делают в рамках системы обязательного медицинского страхования. «Самое отвратительное, что наше социальное государство, про которое мы читаем в Конституции, делает это за счет моих денег, которые я, священник, православный, с детства верующий в Бога, должен платить в качестве налогов», - сказал священник.

«Из этих налогов берут деньги на убийство детей и объясняют это странными вещами: а то она пойдет в подвал к какой-то бабке. А что, бесплатно пойдет в подвал? Нет, тоже за деньги, и гораздо дороже, чем в хорошей медицинской клинике. Почему государство должно оплачивать убийство собственных граждан? Ребенок - это человек. Как бы это объяснить? А объяснить очень просто... Просто объяснять. Потому что это нужно продолбить железобетонные мозги, заточенные на убийство и, следовательно, самоубийство народа», - заявил представитель РПЦ.

 

Выпускников СПбДА помянули на Левашовской пустоши

В преддверии Вселенской родительской субботы, 26 февраля, преподаватель СПбДА архимандрит Августин (Никитин)  совершил Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, на Левашовской пустоши. Ему сослужили клирик храма протоиерей Стахий Савицкий, иерей Иоанн Никитин, преподаватели и студенты академии. Были вознесены прошения за выпускников академии, убитых в годы репрессий и захороненных на Левашовском кладбище.

«Народ, который рискует забыть прошлое, может повторить его ошибки в будущем, - сказал в проповеди отец Августин. - Посещение таких мест и прикосновение к подвигу новомучеников дает духовную пользу, наполняет наши сердца радостью за то, что мы также принадлежим к Православной Церкви, в которой во все времена было место для подвига, чуда и святости».

  Отец Стахий выразил надежду, что это богослужение станет началом совместных молитв, а учащиеся духовных школ будут впредь регулярно посещать это святое место. Он преподнес академии Казанскую икону Божией Матери.

Иерей Иоанн Никитин поблагодарил клириков за совместную молитву и передал в дар храму икону Собора выпускников академии.

Прошла экскурсия по Левашовскому кладбищу. У поклонного креста была отслужена заупокойная лития.

Левашовская пустошь - секретный полигон НКВД, где в 1937-1954 годах в безымянных могилах было погребено более 46 тыс жертв репрессий. В 1989 году полигон был рассекречен и получил статус мемориала. Среди жертв «большого террора» - десятки выпускников, преподавателей, наставников академии, в том числе священномученики Николай Кулигин, Карп Эльб и Иоанн Савр. Храм Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, был возведен в 2017 году в память о жертвах репрессий, захороненных в Левашовской пустоши.

 

Митрополит Тихон (Шевкунов) и Сергей Шнуров вошли в состав Общественного совета при комитете Госдумы по культуре

Москва. 26 февраля. ИНТЕРФАКС - К Общественному совету при комитете Госдумы по культуре присоединились митрополит Тихон (Шевкунов), писатель Евгений Водолазкин, артист Эдгард Запашный и музыкант Сергей Шнуров, сообщила председатель комитета Елена Ямпольская.

«Общественный совет при думском Комитете по культуре прирастает новыми именами. Как я и анонсировала, начинается «второй призыв». Еще больше независимо мыслящих людей, еще больше смелых, оригинальных суждений о жизни и культуре», - сказала Е.Ямпольская журналистам во вторник.

Она перечислила тех, кто согласился присоединиться к членам Общественного совета на данный момент.

«Владыка Тихон (Шевкунов), митрополит Псковский и Порховский. Автор знаменитой книги «Несвятые святые», которую мне выпала честь редактировать. Ждали отца Тихона в нашем совете с первого дня, но для подобной деятельности требуется благословение патриарха», - сказала председатель комитета.

Другой кандидат - Евгений Водолазкин. «Выдающийся российский писатель, украшение отечественной словесности. Тонкий, глубокий, изумительно талантливый и поразительно скромный человек», - сказала Е.Ямпольская.

Также в совет вошел С.Шнуров, добавила она. «Что касается Сергея Шнурова, с которым я недавно вступила в рифмованный диалог, мне его творчество интересно. Особенно жанр «утром в инете - вечером в куплете», который он в последнее время для себя избрал. Так что идея перспективная», - отметила глава комитета.

Е.Ямпольская рассчитывает увидеть членов Общественного совета 22 марта на парламентских слушаниях по концепции нового закона о культуре.

 

Русский экзархат в Европе отказался от подчинения Константинополю

Париж. 25 февраля. ИНТЕРФАКС - Генеральная ассамблея клириков и мирян русского экзархата в Западной Европе на внеочередном собрании подавляющим большинством голосов отказалась от самороспуска, на котором настаивает Константинопольский патриархат.

Как пишут французские СМИ, на ассамблее, прошедшей в минувшую субботу в Париже, из 206 участников голосования 191 высказался против роспуска экзархата и лишь 15 - «за».

Предполагается, что свою дальнейшую судьбу, а именно вопрос канонического подчинения после фактического ухода от Константинополя, экзархат определит в ближайшие три месяца и утвердит на генеральной ассамблее в июне.

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе (русский экзархат) с центром в Париже была создана на основе приходов русских эмигрантов после революции 1917 года. До этого момента западноевропейскими русскими церквями управлял архиепископ Евлогий (Георгиевский), однако в 1930 году РПЦ отстранила его от должности. Тем не менее, большинство приходов сохранили лояльность архиепископу Евлогию, который обратился к патриарху Константинопольскому и получил от него титул патриаршего экзарха.

В 1944 году архиепископ Евлогий предпринял попытку вернуться в юрисдикцию Московской патриархии, и с тех пор статус архиепископии оставался неопределенным. В 1999 году патриарх Варфоломей подтвердил, что архиепископия пребывает под властью Константинополя, однако в конце ноября 2018 года Синод в Стамбуле принял одностороннее решение о роспуске русского экзархата и предложил его духовенству и верующим перейти в подчинение местных греческих архиереев.

Экзархат имеет 65 приходов, 11 действующих церквей, два монастыря и семь скитов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании, а его клир насчитывает более 100 священников и 30 диаконов.

 

Александро-Невская лавра передала картину на выставку в Эрмитаж

Картина фламандского живописца Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» 25 февраля была временно передана из Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры в Государственный Эрмитаж. Живописное полотно станет одним из главных экспонатов выставки «Якоб Йорданс (1593-1678). Картины и рисунки из собраний России», которая пройдет в музее с 1 марта по 26 мая.

Картина из убранства Свято-Троицкого собора впервые покинула храм для экспонирования. По договору между музеем и лаврой предусмотрена ее страховка на время перемещения и пребывания на выставке. Специалисты аккуратно сняли со стены трехметровое полотно, вынули его из рамы, упаковали и под охраной доставили в музей.

 «Образ Христа и события Его земной жизни на протяжении многих веков вдохновляли мастеров на создание шедевров религиозной живописи. Александро-Невская лавра бережно хранит художественные полотна, подаренные императрицей Екатериной Второй. Братия с пониманием относится к временному перемещению картины. Мы рады, что ее увидят десятки тысяч посетителей музея», - сказал журналистам насельник монастыря игумен Филарет (Пряшников).

Помощник наместника лавры по реставрации Алексей Одинцов напомнил историю создания картины и ее появления в Свято-Троицком соборе. Полотно, написанное в 50-е годы XVII века, было приобретено в 1764 году императрицей Екатериной II в составе собрания берлинского купца Иоганна-Эрнста Гоцковского. Это была первая крупная коллекция, положившая начало эрмитажному собранию. В 1794 году картина в числе других произведений живописи на сюжеты Священного Писания была подарена императрицей новопостроенному Свято-Троицкому собору лавры. 

В каталоге берлинской коллекции картина значилась как работа Питера Пауля Рубенса «Снятие с Креста». В XXI веке было определено, что на полотне изображен эпизод оплакивания Христа, и оно принадлежит кисти Якоба Йорданса.

 «Йорданс создал эту картину как пример монументального алтарного образа, поэтому она займет на выставке центральное место. Наследие художника хорошо изучено специалистами, выставки в Европе проходят регулярно, но эта картина стала открытием для искусствоведов», - сказал старший научный сотрудник Эрмитажа Алексей Ларионов.

До 26 мая картина будет находиться в Эрмитаже, а в августе отправится в столичный Музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина. Это первая масштабная выставка произведений одного из лучших живописцев XVII века, представителя фламандского барокко. В нее войдут произведения из музеев Москвы, Екатеринбурга, Перми и Нижнего Новгорода.

 

В Великобритании открывается представительство Императорского православного палестинского общества

Лондон. 21 февраля. ИНТЕРФАКС - Торжественное открытие представительства Императорского православного палестинского общества (ИППО) - старейшей в России общественной организации, осуществляющей содействие паломничеству к святыням православия, состоится в четверг в Кавалерийском и гвардейском клубе на улице Пикадилли в Лондоне.

Главная цель открытия Общества в Великобритании - культурно-просветительская деятельность и увековечивание памяти внучки королевы Великобритании Виктории, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, которая возглавила ИППО после трагической гибели своего супруга, великого князя Сергия Александровича в 1905 году, сообщил «Интерфаксу» председатель Общества Сергей Степашин.

«Наша задача - напомнить британцам об общей истории и общих ценностях, таких как милосердие, любовь к ближнему, забота, человеколюбие. Примером всех этих качеств, которые надлежит иметь каждому христианину, являлась великая княгиня Елизавета Федоровна - внучка британской королевы Виктории, дочь германского герцога и великая русская княгиня - человек мира и дочь трех великих держав - Великобритании, Германии и России», - рассказал собеседник агентства.

«Мы знаем о внимании, которое принц Уэльский Чарльз уделяет теме защиты христиан, подвергающихся сейчас настоящему геноциду на Ближнем Востоке, - одной из основных задач для нашего Общества в XXI веке, заложенной в том числе в нашем уставе», - добавил С.Степашин.

Членами ИППО в Великобритании стали представители аристократических кругов, принявшие православие и являющиеся прихожанами Сурожской епархии Русской православной церкви с центром в Лондоне.

«Руководителем представительства стал достойный гражданин Великобритании, англичанин по рождению, но русский по духу, Майкл Уинн-Паркер - известный в стране общественный деятель, бизнесмен, писатель, друг многих членов королевской семьи», - отметил председатель ИППО.

 

В Москве подобран участок для храма, альтернативный парку «Торфянка»

Москва. 20 февраля. ИНТЕРФАКС - Мосгосстройнадзор выдал разрешение на строительство храмового комплекса на 500 прихожан на северо-востоке Москвы, сообщает официальный сайт мэра столицы.

Альтернативный участок расположен по адресу: Анадырский проезд, владение 8 в Лосиноостровском районе на северо-востоке города и подобран вместо парка «Торфянка», где ранее планировалось осуществить строительство.

«Эта площадка была согласована жителями в ходе интернет-голосования на портале «Активный гражданин». На этом месте сейчас расположена деревянная часовня Святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси», - говорится в сообщении.

Рядом будет построен дом причта с воскресной школой, залом приходского совета и трапезной. Общая площадь застройки составит 995 кв. метров. За основу взят проект храмового комплекса в белокаменном новгородском стиле на Авиационной улице в Щукино.

Ранее местная православная община предполагала по результатам общественных слушаний возвести в «Торфянке» патриаршее подворье (храм в честь Казанской иконы Божией Матери). Однако после протеста представителей общественности проект был заморожен.

Программа строительства православных храмов Москвы реализуется на добровольные пожертвования прихожан. Для сбора средств создан благотворительный фонд, сопредседателями которого являются мэр Сергей Собянин и патриарх Кирилл.

 

Выставка об Александро-Невской лавре открылась в Брюсселе

Фотовыставка, посвященная истории и современной жизни Александро-Невской лавры, открылась 19 февраля в Российском центре науки и культуры в Брюсселе.

Представлены фотографии из собрания Фонда имени Карла Буллы (фотографа царской семьи Романовых) и работы современных фотохудожников - Михаила Манина, Юрия Костыгова, насельника лавры иеромонаха Льва (Чиxирина).

Организатор выставки, которая до этого была представлена в других европейских городах, - один из ее авторов, сербский фотохудожник Миодраг Бранкович.

На церемонии открытия наместник лавры епископ Кронштадский Назарий рассказал об истории монастыря, возрождении монашеской жизни и его современном состоянии.

Почетным гостем стал архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон (Ишунин). Он рассказал, что вырос в Санкт-Петербурге, в Свято-Троицкий собор лавры ходил ребенком, здесь был рукоположен во диакона, пресвитера и архиерея.

 

Вышла книга о блаженной Матроне Босоножке

Первый тираж книги «Жизнеописание петербургской старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки)» получили 19 февраля настоятель храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) иерей Богдан Полевой и клирик храма иерей Геннадий Титов.

Она вышла в издательстве «Левша» и включает историко-архивные материалы, а также свидетельства о чудесах, собранные для прославления в лике святых старицы Матроны Мыльниковой (1833-1911).

Два года назад была создана рабочая группа при комиссии по канонизации во главе с иереем Богданом Полевым. Исследованиями и написанием книги занимались священник Геннадий Титов и Лариса Юрявичиене. Им помогали историки из Санкт-Петербурга, Москвы, Костромы, Израиля и США. Были задействованы материалы архивов России и зарубежья.

Презентация сигнального экземпляра состоялась 31 января на пленарном заседании XV Международной конференции «Икона в русской словесности и культуре» в Доме русского зарубежья в Москве.

 

На Западе наблюдается «заговор молчания» относительно грубейших нарушений прав верующих на Украине, считают в РПЦ

Москва. 18 февраля. ИНТЕРФАКС - Грубейшие нарушения прав человека, которые происходят на Украине, сознательно замалчиваются в Европейском Союзе, заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион.

В настоящее время в СМИ и блогосфере обсуждается вероятность обращения в Европейский суд в связи с противоправными и дискриминационными действиями государства на Украине в отношении канонической УПЦ.

В эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» митрополит Иларион напомнил, что для подачи иска в ЕСПЧ необходимо пройти все судебные инстанции в своей стране. «Если это не сработает, тогда нельзя исключить обращения в Европейский суд по правам человека», - добавил он.

При этом митрополит подчеркнул, что на Западе «вокруг этих событий сейчас организован заговор молчания: о них не говорят, о них не пишут». «Европейский суд по правам человека не заинтересован в том, чтобы эта проблематика как-то обсуждалась, - считает архипастырь, - потому что сейчас на Западе Россия представляется в качестве антигероя, а Украина - в качестве героя, такова политическая конъюнктура».

В то же время он уверен, что если на Украине будут продолжаться массовые нарушения прав человека, в том числе прав верующих, то об этом заговорят и на Западе, в том числе в СМИ, правозащитных организациях и в ЕСПЧ.

«Но Европейский суд по правам человека не является механизмом, способным решать реальные проблемы. Это можно увидеть на примере многих процессов, которые в этом судебном органе проходят, а потом не имеют никакого конкретного результата», - отметил митрополит Иларион.

 

До 80% абортов в России делается не по медицинским показаниям - Голикова

Красная Поляна. 15 февраля. ИНТЕРФАКС - Лишь пятая часть абортов в России делается по медицинским показаниям, заявила вице-премьер Татьяна Голикова.

«Не обошли стороной тему абортов, тему прерывания беременности. К сожалению, сегодня, несмотря на все положительные сдвиги, которые у нас произошли, начиная с 2000 года... напомню, что в 2000 году у нас было 2 138 тысяч прерываний беременности, то сейчас это 750 тысяч», - сказала Т.Голикова журналистам по итогам встречи премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с руководителями регионов.

«Только пятая часть (абортов) - по медицинским показаниям», - отметила она.

По словам вице-премьера, многие женщины решают сделать аборт из-за боязни потерять место учебы или работы, либо из-за молодого возраста.

«Здесь нужен целый комплекс медицинских и социальных мер, мотивирующих молодую женщину, которая забеременела, сохранить ребёнка», - считает Т.Голикова.

 

В Красносельском благочинии состоялся Сретенский бал

В праздник Сретения Господня, 15 февраля, в Константиновском дворца в Стрельне состоялся Сретенский бал, организованный Красносельским благочинием.

Были приглашены учащиеся воскресных школ благочиния и общеобразовательных учреждений Красносельского района. Состоялась экскурсия по залам дворца.

В сценарий бала был включен рассказ о Сретении Господнем, состоялся показ фильма об этом празднике. Прозвучал рассказ о юбилейных памятных датах церковного календаря в 2019 году: 1150-летии преставления равноапостольного Кирилла, просветителя славянских народов, 1050-летии преставления равноапостольной княгини Ольги, 550-летии со дня рождения блаженного Василия Московского чудотворца, в честь которого на Красной площади Москвы возведен известный во всем мире собор, а также о 10-летии Поместного Собора, избравшего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Участников бала приветствовал благочинный протоиерей Михаил Подолей:

«Хотелось бы, чтобы радостные чувства от этой встречи нас не покидали, чтобы мы были способны удерживать в себе то, что полагает на наше сердце Бог, что является подлинным счастьем, чудом жить так, чтобы не растворяться в греховных течениях бурного житейского моря».

Бал начался с величественного полонеза под музыку Петра Чайковского. Гости танцевали вальс, кадриль Иоганна Штрауса и итальянскую польку Сергея Рахманинова. Играл камерный симфонический оркестр «Летания» под управлением Ильи Ситкина.

Вечер украсили своим выступлениями детские хореографические коллективы. Детско-юношеский хор благочиния исполнил духовное песнопение «Богородице Дево, радуйся».

На празднике присутствовали гости из Сербии.

 

РПЦ предлагает властям полностью погашать ипотеку семьям с шестью и более детьми

иМосква. 14 февраля. ИНТЕРФАКС - Русская православная церковь подготовила предложения по поддержке многодетных семей в России, одно из которых касается решения вопроса с жильем.

В перечне церковных предложений, поступивших в четверг в «Интерфакс», предлагается, в частности, предоставлять ежегодные субсидии на погашение ипотечного кредита в случае рождения четвертого ребенка. Если семья имеет шесть и более детей, то за нее предлагается полностью погашать ипотечный кредит за счет средств бюджета.

Кроме того, многодетным предлагается установить фиксированные ставки по потребительским кредитам, а также предоставлять дополнительные ссуды для организации бизнеса, безвозмездно выделять садово-огородные и земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, под ведение личного подсобного и фермерского хозяйства.

В трудовой сфере предлагается закрепить в законодательстве «надомные формы труда» родителей без отрыва от семейных обязанностей, а также выплату органами соцзащиты страховых взносов за неработающих родителей для обеспечения наличия страхового стажа по достижении пенсионного возраста. Предлагается также обеспечить возможность выхода на пенсию по старости одного из родителей - членов многодетной семьи по достижении им возраста 50 лет, в том числе ранее не работавшего и занятого воспитанием детей.

В сфере ЖКХ предлагается предоставить многодетным скидки не ниже 50% от стоимости оплаты коммунальных услуг, льгот по оплате жилья в размере 100% квартплаты, безвозмездное предоставление в пользование жилого помещения, соответствующего социальной норме на одного члена семьи.

Как сообщалось, накануне прошло заседание рабочей группы по вопросам выведения абортов из ОМС и поддержке многодетных, созданной по поручению спикера Госдумы Вячеслава Володина после выступления патриарха Кирилла в нижней палате в рамках Рождественских парламентских встреч. Первый зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков сообщил на этом заседании, что Московская патриархия предлагает включить в законодательство нормы по финансовой поддержке многодетных семей.

 

Новая книга митрополита Илариона о Христе содержит факты, ранее неизвестные даже верующим

Москва. 13 февраля. ИНТЕРФАКС - Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион презентовал в среду свою книгу об Иисусе Христе, которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей» и в которой он приводит факты, прежде неизвестные даже верующим людям.

«Читая Евангелие, мы часто спрашиваем, почему Понтий Пилат, который вроде бы был уверен в невиновности Христа, перед распятием отдал Его на бичевание. Но исторические источники показывают, что практически во всех случаях этой казни предшествовало бичевание. Много подобного рода сведений, которые мало кому известны, даже верующим людям, они помогают нам лучше понимать то, что тогда происходило», - сказал митрополит на презентации.

Автор отметил, что Христа нельзя сравнить ни с кем другим по количеству посвященных Ему литературных произведений: «трудно найти другого такого человека, о котором столько говорят на протяжении двух тысяч лет, Его имя с языка не сходит».

Комментируя издание книги именно в этой серии, иерарх пояснил, что то, что Иисус Христос был Богом, не мешало Ему быть абсолютно полноценным человеком, причем интересным, ярким, человеком, к которому во всех отношениях можно применить прилагательное «замечательный».

По замечанию митрополита, Библия была издана тиражом восемь миллиардов экземпляров, а самая читаемая ее часть - Евангелие, посвященное жизни Иисуса Христа, при этом, помимо Евангелия, существует множество книг, посвященных Христу, изданы десятки тысяч статей о различных аспектах Его деятельности.

Кроме того, по информации митрополита, в мире существует около 4 млн. христианских храмов.

Митрополит Иларион отметил, что книгу о патриархе Кирилле, также недавно вышедшую в этой серии, ему было писать легче.

«Работа о патриархе Кирилле заняла в общей сложности несколько месяцев, а вот работа над биографией Иисуса Христа, если считать работу над шестью томами, а потом сведение шести томов в один, действительно заняла много лет», - признался автор.

Один из журналистов заметил, что книга о Христе стоит на сто рублей дешевле книги о патриархе. Этот факт глава издательства Андрей Петров объяснил тем, что тираж книге о Христе больше, это и повлияло на стоимость.

В настоящее время в издательстве готовят к выпуску книги митрополита Илариона об апостолах Петре и Павле, они также выйдут в серии «Жизнь замечательных людей».

 

Глава азиатского экзархата РПЦ, созданного в ответ на действия Константинополя, приступил к исполнению обязанностей

 Москва. 12 февраля. ИНТЕРФАКС - Руководитель патриаршего экзархата Русской православной церкви в Юго-Восточной Азии митрополит Сергий в праздник Собора новомучеников и исповедников совершил литургию в Успенском храме Сингапура.

Это первое служение митрополита в Сингапуре в качестве патриаршего экзарха в рамках архипастырской поездки в страны Азии после того, как Священный Синод назначил его главой экзархата, в состав которого входят Сингапур, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Северная и Южная Корея, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины и Таиланд, сообщил официальный сайт РПЦ.

Как сказал журналистам пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков, создание экзархата в Азии стало ответом на «антиканонические решения» Константинополя по Украине.

«Мы всегда с уважением относились к Константинопольскому патриархату и закрывали глаза на его претензии на попечение над всеми православными в диаспоре, но, конечно, этот подход имеет мало общего с действительностью, потому что нет никаких оснований Константинопольскому патриархату считать себя правомочным брать под своё духовное покровительство вообще всю диаспору как в Западной Европе, так и в других частях мира», - заявил священник по окончании Синода в конце декабря прошлого года.

Синод также создал экзархат РПЦ в Западной Европе, а в ноябре 2018 года, патриарх Кирилл направил в Турцию священника для регулярного окормления русскоязычной паствы.

11 октября 2018 года Синод в Стамбуле лишил юридической силы свой указ от 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве, объявил о создании своего подворья в Киеве и реабилитировал лидеров неканонических православных церквей на Украине. В ответ Синод Московского патриархата объявил о полном разрыве отношений с Константинополем.

В середине ноября глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что в ситуации разрыва у Русской церкви «не будет иного выхода, кроме как направлять священников (...) для пастырского окормления наших верующих, и это будет продолжаться до тех пор, пока Константинопольский патриарх будет находиться в расколе».

 

Афонские монахи переходят в русский монастырь в знак протеста против общения с новой церковью Украины

 Москва. 11 февраля. ИНТЕРФАКС - После того, как афонский монастырь Ватопед принял у себя епископа новой церкви Украины Павла Юристого, семеро монахов этой обители покинули ее и перешли в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, также расположенный на Святой горе.

Как сообщил «Интерфаксу» в воскресенье источник в Московском патриархате, речь идёт о русских, украинских и молдавских насельниках Ватопеда. Есть информация, что и среди этнических греков, населяющих Ватопед, довольно много тех, кто очень недоволен позицией руководства монастыря и считает представителей новой украинской церкви раскольниками.

«В общей сложности сегодня уже четыре афонских монастыря - Ксенофонт, Пантократор, Новый Эсфигмен и Ватопед - вошли в общение с украинскими самосвятами», - резюмировал собеседник агентства.

В свою очередь ректор Московской духовной академии архиепископ Амвросий сообщил, что, по его данным, Константинопольский патриарх распорядился, чтобы делегация новой церкви посетила все обители Святой горы.

«На наших глазах один за другим афонские монастыри соединяются с раскольниками и совершают немыслимое предательство православных людей на Украине, которых гонят, шантажируют, избивают, выгоняют из родных храмов (...) Как изощрённо враг рода человеческого глумится над людьми!» - пишет ректор академии в своём телеграм-канале.

15 декабря 2018 года в Киеве прошел собор, на котором власти Украины при поддержке Константинополя учредили независимую от Московского патриархата церковь, объединившую представителей неканонических церковных структур. На сегодня ни одна из поместных Православных церквей, кроме Константинопольской, эту церковь не признала и не прислала делегацию на интронизацию ее главы.

 

«На крови мучеников»

 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме на Левашовской пустоши

В Неделю 37-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, 10 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашове.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников, настоятель протоиерей Роман Ковальский с клиром, протоиерей Владимир Сорокин и другие священнослужители.

Было совершено славление новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

«Девятьсот лет наша земля не знала такого притеснения православных христиан, - сказал владыка в проповеди. - Бывали случаи, когда убивали архиереев, священников, монахов, но такого массового гонения еще земля Русская не претерпевала. Господь тогда просеял православных христиан: кто-то стоял мужественно за правду Божию, кто-то отрекался от нее, но множество людей, которых мы сегодня прославляем, остались верными Христу и смело защищали свои убеждения. Им приписывали всякие нелепые злодеяния, обвиняли в контрреволюционных заговорах, борьбе с советской властью, но все понимали, что они страдают за Христа. Многим говорили, чтобы они отреклись от веры, и тогда будут выпущены на свободу. Но не отрекались - пошли крестным путем. От Соловков до Магадана, от Казахстана до Воркуты - в самых гиблых местах находились мученики и исповедники. С немногими, которые вернулись, мы общались и видели, что они, пройдя лагеря, остались незлобивыми, простыми. Они никогда особенно не рассказывали о своих подвигах, но мы знаем, какие страдания они понесли. Благодаря их подвигу Святая Православная Церковь возрождается в Русской земле. И этот недавно построенный храм стоит на месте, где погребены мученики, погибшие в застенках НКВД. На их крови мы возрождаем Церковь».

«Вспоминая об их подвиге, мы задумываемся: сможем ли сейчас ради исповедания веры нести такие мучения? - задал вопрос архипастырь. - Готовы ли мы, расставшись с уютными квартирами, пойти в шахты и рудники ради Христа? Всегда такие вопросы надо себе задавать, потому что испытание в любой момент может нас настигнуть. Сегодня на Украине верующие испытывают давление. Их заставляют вступить в неканоническую организацию, но многие батюшки остаются верными Православной Церкви, и народ Божий их поддерживает. Это тоже исповедание и пример для нас, как надо держаться веры, ее канонов и правил».

«Мы также отмечаем сегодня Неделю о мытаре Закхее и слушали евангельский рассказ об этих событиях (Лк. 19:1-10), - продолжил правящий архиерей. - Святая Церковь готовит нас к Великому посту, и в этом нам помогает, в частности, сегодняшнее евангельское чтение. На примере Закхея Господь показывает, как человек должен меняться. Закхей, узнав, что Иисус из Назарета проходит через Иерихон, влез на дерево, чтобы оттуда смотреть на Него. Душа его искала спасения, но не знала, как выбраться из пороков и страстей, которые ее одолевали. Спаситель, видя его желание, сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Закхей вернулся домой и приготовил угощение Христу. И спасся, потому что имел желание, был активным в поисках Бога».

«Господь показывает, как к Нему идти. Если мы желаем Его найти, скорее всего можно сделать это в храме, причащаясь Его Тела и Крови. Надо ходить теми путями, которыми Христос ходит. Это пути Его заповедей. Исполняя заповеди, мы обязательно встретим Христа. А встретив, воскликнем, как Закхей: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Под имением надо понимать грехи, которые нам дали бесы. Нищие - это и есть бесы, у них же нет благодати, они самые нищие существа. Надо все грехи отдать обратно бесам. Наше «имение» - это греховные привычки, страсти, все, что мы «накопили» за свою жизнь. Не надо «тащить» это в Царствие Небесное, там нет для этого места, оно никуда, кроме как в огонь вечный, не годится. Надо заранее от этого «имущества» избавиться. Вот чего Господь от нас ждет, когда приводит в пример Закхея», - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона праведного Иоанна Кронштадтского.

Благотворитель Владислав Антуфьев был награжден медалью апостола Петра.

На мемориале состоялось возложение цветов.

Храм Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, был возведен в 2017 году в память о жертвах сталинских репрессий, захороненных в Левашовской пустоши. 12 мая 2018 года малое освящение храма совершил Святейший Патриарх Кирилл. Великое освящение храма совершил 2 сентября того же года митрополит Варсонофий.

2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о проведении «операции по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников». Одновременно развернулась операция против «шпионов и диверсантов». Был введен в действие приказ НКВД о репрессиях в отношении «жен изменников Родины» и их детей. По официальным данным, с 1937-го по 1954 год в Ленинграде расстреляли 46 тысяч 771 человека, тела свозили на Левашовскую пустошь и кладбище Памяти жертв 9 января. Среди расстрелянных - около двух тысяч священно- и церковнослужителей. По архивным данным, девять человек, причисленных к лику святых, могли быть захоронены в Левашово. Это преподобномученик Арсений (Дмитриев), игумен Тихвинский, cвященномученики протоиереи Карп Эльб, Емелиан Панасевич, Иоанн Сарв, Александр Саульский, Николай Кулигин, иереи Василий Канделябров, Николай Дворецкий, преподобномученица игумения Иоанникия (Кожевникова).

 

Чудотворную икону, список которой уцелел на стене обрушившегося дома в Магнитогорске, привезли в город

Челябинск. 8 февраля. ИНТЕРФАКС - Мироточивую икону Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» («Семистрельная») доставили из Москвы в епархиальный храм Магнитогорска к сороковому дню со дня гибели людей при обрушении дома 31 декабря, сообщает сайт пресс-службы епархии.

Переговоры о приезде Богородичного образа в Магнитогорск велись с членом попечительского совета благотворительного Фонда возрождения православных святынь Руси, вице-президентом ассоциации ветеранов группы «Альфа» Сергеем Поляковым. Икону доставил в город ее хранитель Сергей Фомин. Она будет находиться в храме для поклонения верующих до 10 февраля.

Просьба о принесении в Магнитогорск мироточивой иконы «Семистрельной» связана с тем, что именно этот образ остался висеть на стене десятого этажа одной из обрушившихся квартир.

«Под ее молчаливым взглядом проходили поиски живых и погибших. Хозяйка квартиры тоже погибла, а икону после завершения спасательных работ родственники владелицы передали в Магнитогорскую епархию», - отмечает пресс-служба.

В пятницу в епархиальном храме в присутствии чудотворной иконы прошла поминальная служба по всем погибшим при взрыве, затем литию по погибшим отслужили на месте трагедии.

Чудотворная икона «Семистрельная» известна тем, что в конце девяностых годов прошлого века начала обильно мироточить в доме семьи москвичей.

В день гибели подводной лодки «Курск», 12 августа 2000 года, икона впервые начала кровоточить.

Обильное кровоточение наблюдали участники крестного хода в Севастополе в 2009 году, куда икону доставили по просьбе моряков. Белые перчатки двух офицеров, несших образ во главе крестного хода, к его завершению полностью пропитались кровью.

Сейчас икона хранится в построенной для нее часовне.

Утром 31 декабря в Магнитогорске в результате взрыва газа произошло обрушение одного из подъездов 10-этажного жилого дома на проспекте Карла Маркса. Подъезд был полностью разрушен, погибли 39 человек.

В СКР заявили, что сделают выводы о причинах обрушения подъезда в доме в Магнитогорске по итогам экспертиз, но приоритетной остается версия взрыва газа - следов взрывчатых веществ на изъятых с места происшествия фрагментах эксперты и криминалисты не обнаружили.

 

Митрополит Варсонофий посетил дом ребенка

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 7 февраля посетил дом ребенка № 3 (психоневрологический) Фрунзенского района. Его сопровождали секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексий Исаев, глава районной администрации Константин Серов.

«В нашем благочинии сложилась добрая традиция: два раза в год, на Рождество Христово и Пасху, владыка навещает подопечных социальных учреждений, - рассказал журналистам протоиерей Алексий Исаев. - В начале года он обычно посещает детей, а в середине года - взрослых. Владыка поздравит детей с праздником и преподаст им благословение, конечно же, будет за этих детей молиться, и мы верим, что они по его молитвам будут здравы и благополучны».

Митрополита встречали главный врач Дмитрий Пеньков и персонал учреждения.

Правящий архиерей и сопровождающие его лица обошли помещения дома ребенка, раздали детям подарки. Владыка осмотрел помещения для реабилитации: бассейн, сенсорную комнату, физиотерапевтический кабинет.

Архипастырь подарил дому ребенка икону блаженной Ксении Петербургской, а Константину Серову - Казанскую икону Божией Матери.

«К нам впервые приезжал митрополит Варсонофий, сотрудники ждали этого события, - рассказал корреспонденту ИА «Вода живая» Дмитрий Пеньков. - Последние лет десять мы в детские дома детей не передаем. От полугода до года они находят семью: это может быть и опека, и приемная семья, и усыновление. Если лет пятнадцать назад детей усыновляли в основном иностранцы, то сейчас все приемные семьи - российские. У нас находятся семьдесят детей, хотя наш дом рассчитан на сто подопечных - сейчас просто потребности такой нет. У нас обширная реабилитация - медицинская, педагогическая и социальная. Дети требуют и духовной заботы, крещение у нас происходит часто. Раньше к нам ходили священнослужители из духовной академии. В последние годы нас окормляют священнослужители Фрунзенского благочиния».

Дом ребенка № 3 был открыт в блокадном городе в 1943 году, предназначался для лечения и поддержки сирот. Первоначально находился на улице Марата, несколько раз переезжал, в существующем здании, отвечающем современным нормам, находится с 1996 года. Здесь имеются физиотерапевтическое отделение, водолечебница с бассейном, гидромассажными ваннами и лечебными душами, отделением кинезотерапии, сенсорная комната. Воспитанники и пациенты дома ребенка - дети с рождения до четырех лет.

 

Суд занял сторону УПЦ в конфликте с бывшим Винницким митрополитом, перешедшим в новую церковь

Киев. 6 февраля. ИНТЕРФАКС - Винницкий апелляционный суд не позволил ушедшему в новую церковь митрополиту Симеону восстановиться в должности правящего архиерея Винницкой епархии.

Как сообщает сайт «Судебная власть Украины», во вторник были удовлетворены апелляционные жалобы представителей Киевской митрополии Украинской православной церкви.

Митрополит Симеон в середине декабря стал одним из двух архиереев канонической УПЦ, которые приняли участие в объединительном соборе, где при поддержке Константинополя и властей Украины была учреждена новая церковь. Поскольку ранее Архиерейский Собор УПЦ запретил своим епископам участвовать в этом форуме, митрополит Симеон был снял с должности правящего архиерея Винницкой епархии и запрещён в служении.

Это решение Синода он захотел оспорить в светском суде, однако успеха не имел: апелляционный суд снял запрет на государственную регистрацию архиепископа Варсонофия как нового управляющего Винницкой епархией.

«Винницкая епархия приветствует справедливое решение суда, которым восстановлены законность по отношению к ее руководителю и архипастырю», - заявили по этому поводу в епархии.

 

Представлены книги о святителе Иоанне Шанхайском

Презентация книг о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, изданных Фондом Иоанна Чудотворца, состоялась 4 февраля в епархиальном духовно-просветительском центре «Невский, 177». Книги представила ведущая музыкальных программ «Радио России» Людмила Кириллова.

Она рассказала, что владыка Иоанн отличался особой ревностью к богослужению, не допускал, когда какие-то фрагменты опускались. Если во время службы он слышал, что чтец делает пропуски, начинал покашливать, а если это не помогало, выходил из алтаря и спокойно говорил чтецу, с какого места он должен прочесть все сначала и полностью. Недаром митрополит Антоний (Храповицкий) называл его «адамантом православной веры». Владыка был блестяще образован, свободно служил Божественную литургию на разных языках.

В жизни владыка Иоанн был скрытным, не делился воспоминаниями, переживаниями. Но, по мнению знавших его, свой физический недостаток, приведший к дефекту речи, он, очевидно, приобрел, когда его били в советской тюрьме. По рассказу одной из прихожанок собора в Сан-Франциско, она пришла в храм рано, часов в пять утра, и услышала громкие рыдания. Подойдя к алтарю, она через приоткрытую дверь увидела владыку, стоящего на коленях перед престолом, и поняла, что рыдал именно он.

В Шанхае владыка создал приют святителя Тихона Задонского, подобный приют создал и в Бельгии. Он много рассказывал детям о России, следил за их духовным воспитанием - «возрождал в них Святую Русь».

После войны некоторые молодые семьи, не послушав его, уехали в Советский Союз. Владыка говорил: «Вы забудете храм, забудете Бога, но старайтесь молиться». К сожалению, многие уехавшие оказывались в лагерях, а из уцелевших связь с владыкой поддерживали буквально единицы.

Петербурженка Татьяна Эрденко поделилась воспоминаниями о помощи святителя. Она по семейным обстоятельствам жила в Сан-Франциско. Ее дочь поступила там в православный лицей имени владыки Иоанна, от нее мать узнала о святителе. Как-то она с дочерью забыли в автобусе пакет со школьной формой девочки. По правилам лицея учащиеся не могли являться на занятия без формы. Татьяна понимала, что вряд ли ей в тот же день вернут вещи. В отчаянии стала молиться святому. Войдя в свою квартиру, они увидели пакет, который чудесным образом оказался прямо за дверью.

Через семь лет, как рассказала Татьяна, семья решила вернуться в Россию. На прощанье они поехали на могилу святителя и там задержались. Поняв, что опаздывают на самолет в Москву, решили читать акафист святителю. Каково же было их удивление, когда в аэропорту им сказали: «Нам позвонили, что вы едете, и мы вас ждали». Кроме того, багаж, несмотря на огромный перевес, погрузили беспрепятственно и бесплатно.

Людмила Кириллова представила некоторые издания фонда - «Воспоминания», «В помощь болящим» и последнюю по времени книгу «Помощь придет».

«Наши книги небольшие, читаются быстро, их удобно брать с собой, - сказала она. - В книге «В помощь болящим» опубликована репродукция современной иконы святителя, написанной иконописцем из Ялты Ириной Чернецовой. На ней владыка улыбается».

В книге «Помощь придет» собраны воспоминания о чудодейственной помощи по молитвам к святителю. Эти истории подтверждают высказывание о нем архиепископа Михаила Охридского и Македонского: «Он был великим молитвенником и через молитву приобретал все другие дарования», а также слова самого святителя: «Скажите народу: хотя я и умер, но я жив».

Участникам встречи были розданы иконки святителя Иоанна, на которых он улыбается.

Фонд святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца был основан в Москве в 1996 году, в 100-летие со дня рождения святителя. В 1998 году он обратился к Патриарху Алексию II c ходатайством о прославлении святителя в России. В 1999 году на встрече председателя Синодальной комиссии по канонизации митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководством фонда было получено благословение на сбор свидетельств о чудесах святителя в России. В 2002 году вышел первый сборник «Иоанн Чудотворец в России». Фондом выпущено более десяти книг. Информацию о них можно узнать на сайте фонда.

 

Состоялся вечер памяти протоиерея Василия Ермакова

Двенадцатый вечер памяти настоятеля храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище протоиерея Василия Ермакова состоялся в годовщину его кончины, 3 февраля, в ДК имени Горького.

По традиции открыл вечер хор духовных чад отца Василия под управлением Марины Бутто: прозвучало песнопение Степана Дегтярева «Преславная днесь».

Вели вечер архимандрит Исидор (Минаев) и народная артистка России Нина Усатова.

Отец Исидор отметил, что за двенадцать лет созданное батюшкой сообщество только увеличивается: вечера его памяти собирают полные залы, и сидят здесь не только те, кто знал его при жизни, но и те, кто познакомился с ним заочно.

На вечерах памяти батюшки всегда звучит его голос - на этот раз в видеозаписи прозвучала одна из проповедей, произнесенная им в праздник Святой Троицы.

«И поныне святая, гонимая, но торжествующая Церковь живет, радуется, терпеливо переносит все невзгоды, ясно говоря миру человеческому, что нас трогать нельзя, - говорил отец Василий. - Нас гнать нельзя, потому что с нами Бог. И сколько было попыток физического воздействия на Русскую Православную Церковь, чтобы память о ней изничтожить в сознании грядущих поколений! У нас была советская власть, могущественная сверхдержава со своими страшными, человекоубийственными идеологическими установками, которые были изложены во всех учебниках. Но наступил 1991 год, и нежданно-негаданно все кончилось. Народ православный терпеливо ждал того светлого, святого часа, когда этот колосс на глиняных ногах рухнет. И пошел русский народ к Богу. Благодаря этому вы, дети 1960-1970-х годов, пришли в то место, где всегда останется молитвенное, живое обращение к Богу. И сегодня, молясь вместе с вами, я вижу, как благодать Господня, когда-то коснувшаяся ваших сердец, горит, возрастает и будет возрастать».

Нина Усатова, обращаясь к залу, сказала, что это вечер встречи, а не обычный концерт, здесь нет разделения на артистов и зрителей, поэтому преграды между сценой и залом быть не должно - практически все время, разрушая эффект «четвертой стены», в зале горел свет. Актриса поделилась впечатлениями о том, как в разных городах, куда она ездит на съемки и гастроли, к ней подходят люди и говорят, что знали отца Василия.

Как всегда, прозвучали любимые песни отца Василия. Бывший певчий Серафимовского храма диакон Владимир Гришин исполнил песню «Двенадцать разбойников» на слова Николая Некрасова. Выступили и действующие певчие: Ирина Неклюдова в сопровождении ансамбля народных инструментов «Серебряные струны» исполнила романс «Что мне жить и тужить» (музыка и слова Александра Варламова), Мария Лазурко - песню «Любовь останется» на музыку Валерия Гаврилина и слова Бориса Гершта. Нина Усатова исполнила песню Сергея Трофимова «Над тихой рекою».

 «Отец Василий, наверное, хотел бы собрать в огромном зале своих прихожан, - сказал клирик Серафимовского храма протоиерей Никита Бадмаев, также начинавший путь в Церковь на клиросе. - При жизни ему это не было дано, но вот - дано сейчас. В каждом из нас - частичка той радости, веры, любви, которые батюшка в нас заложил. Может ли быть лучшее доказательство того, что нет смерти? Я верю, что он тут с нами сидит, в первом ряду, все видит и слышит».

Отец Никита рассказал, как отец Василий попросил его и другого певчего, ныне иерея Георгия Астахова, выучить песню «Бородино» на стихи Михаила Лермонтова. Правда, он признался, что они не сказали батюшке, что поют укороченный вариант, поскольку стихотворение длинное. Отцы Никита и Георгий исполнили песню «Бородино» в сопровождении хора духовных чад.

Архимандрит Исидор (Минаев) напомнил, что батюшка Василий пережил войну, подростком попал в фашистский концлагерь: «Люди, пережившие тяжелые испытания, умеют радоваться жизни. Но самая большая радость для отца Василия была, когда его чада духовно росли: не обижались, не мстили, прощали врагам, сохраняли свои семьи».

 Те, кто встречался с отцом Василием, делились воспоминаниями, рассказывали, как эти встречи повлияли на их жизнь. Заслуженный летчик России Вадим Базыкин не только поделился воспоминаниями о батюшке, но и привез с собой и представил публике молодежный хор «Камертон» храма Казанской иконы Божией Матери поселка Вырица. Воспоминаниями поделились и священнослужители - иереи Олег Герасимов и Анатолий Першин. Отец Анатолий, будучи автором-исполнителем, спел свою самую известную песню «Как хочется чистоты».

Музыкант, искусствовед и поэт Инесса Борисенко прочитала юмористический рассказ, который она записала по просьбе батюшки, выступили на вечере также певица и композитор Ирина Скорик, заслуженный работник культуры РФ солистка Ульяновской областной филармонии Тамара Кулябина.

Многие духовные чада протоиерея Василия Ермакова стали впоследствии священнослужителями. Песенно-танцевальный номер был исполнен их детьми: пела совсем юная Анечка, дочь иерея Георгия Тиммера, танцевали дочери протоиерея Леонида Полетаева Людмила, иерея Владимира Тарасова Александра, протоиерея Никиты Бадмаева Ксения, Елизавета и Мария. В «детском» номере на сцену вышел живой гусь по имени Мартин.

Выступление художественного руководителя Академической капеллы Владислава Чернушенко прозвучало в видеозаписи. Отец Исидор отметил, что батюшка Василий всегда благодарил Владислава Чернушенко за то, что он в советское время исполнял русскую духовную музыку, хотя она была под негласным запретом. Священник напомнил также эпизод из биографии знаменитого певца Ивана Козловского, который включил в концертную программу в честь своего 70-летия исполнение колядок, для чего ему пришлось пожертвовать званием Героя Социалистического труда.

Хор духовенства, продолжил отец Исидор, появился в нашей епархии еще в советское время. Спустя десятилетия хор был возрожден и являет всему миру высокий культурный уровень петербургского духовенства.

Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова исполнил песнопение Димитра Христова «Во Царствии Твоем» (солист Сергей Алещенко), песни «Ой, зишла зоря» Николая Леонтовича (солист диакон Антоний Малаховский), «Ходят кони» Владимира Дашкевича на слова Юлия Кима (солист диакон Андрей Реймерс), «Полюшко-поле» Льва Книппера на слова Виктора Гусева.

Архимандрит Исидор напомнил, что отец Василий крайне уважительно относился к военнослужащим и всех призывал к этому. Хор ветеранов Северного флота из города Тосно «Всегда в строю» под руководством Геннадия Букина принимает участие в вечере уже второй год, и выступления моряков зрители неизменно встречают овациями.

В завершение вечера Нина Усатова поблагодарила постоянных зрителей и пришедших впервые - всех, кому дорога память о батюшке.

 

Антиохийский патриарх призвал Варфоломея к диалогу ради единства православных

 Москва. 2 февраля. ИНТЕРФАКС - Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х не отрицает первенство патриарха Варфоломея в православном мире, но считает, что оно должно выражаться в степени его ответственности за единство Церкви.

«Патриарха Варфоломея мы называем Константинопольским патриархом, это название все признают, даже Русская церковь. Он является первым среди патриархов, и, безусловно, он несет больше ответственности, чем другие, поэтому мы называем его Вселенским. Мы желаем ему, чтобы его эра, его время стали временем мира и единения православных», - сказал предстоятель в интервью «Интерфаксу» в Москве.

Он напомнил, что еще в 1961 году православный мир начал готовиться к проведению Вселенского Собора. «Прошло много лет, а мы все готовимся к этому Собору. И эта ответственность лежит на Вселенском патриархе», - считает глава Церкви Востока.

Патриарх Иоанн напомнил, что от имени Антиохийской церкви писал Константинопольскому патриарху и просил, чтобы тот пригласил предстоятелей Церквей. Ответа не последовало, но Иоанн X верит в то, что диалог возможен.

«У нас честные и открытые отношения с главами поместных Православных церквей, и это залог успешного диалога и возможность встречи реальна. Путем встреч и диалога возможно решить все проблемы», - сказал он.

Рассуждая об украинском вопросе, патриарх Иоанн заметил, что «несогласия всегда существовали в истории Церкви, как в любой семье бывают ссоры между братьями, но мы все останемся одной семьей».

«Мы работаем, чтобы облегчить и преодолеть эти трудности», - заключил он.

 

Память новомученика Петра Скипетрова почтили в Александро-Невской лавре

 В день памяти священномученика Петра Скипетрова, 1 февраля, Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершил помощник благочинного иеромонах Прокопий (Павлов) в сослужении братии монастыря и священнослужителей епархии.

После богослужения верующие прошли крестным ходом к могиле священномученика Петра на Тихвинском кладбище лавры, где был совершен молебен святому.

 «Многие святые претерпевали гонения и мучения за то, что безбоязненно обличали власть имущих за их неправедные деяния, за то, что в борьбе добра со злом боролись на стороне добра, - сказал в проповеди иеромонах Зосима (Хоханов). - Их часто призывали молчать о своей вере, но как мы, христиане, можем молчать, зная, что только через веру и исполнение заповедей Господних человек может спастись? Вот так и отец Петр не мог пройти мимо людей, устроивших беззаконие и бесчинства в Александро-Невской лавре, он не мог не сказать погибающим во грехе слово правды, за что и был убит красноармейцами. Будем всегда помнить о подвиге новомучеников, проверять наше сердце, так же оно горит за ближних, как горело у сродников, отдавших жизнь ради Солнца правды - Христа. Будем просить новомучеников и исповедников, чтобы они ходатайствовали о нас перед престолом Божиим, чтобы сердца наши всегда горели желанием потрудиться во славу Божию».

В этот день исполнился 101 год со дня основания Александро-Невского братства. Оно было создано 1 февраля 1918 года с целью предотвращения закрытия лавры и защиты святынь. Члены братства занимались подготовкой будущих священнослужителей в условиях ограничения и запрета духовного образования, устраивали лекции и беседы, издавали книги. Несмотря на запрет благотворительной деятельности, оказывали помощь бедным и болящим, арестованным и заключенным. Сохранялся институт монашества в условиях массового закрытия обителей. Братство разгромили в 1932 году. В 2008-м оно было возобновлено под руководством епископа Кронштадтского Назария. Его отделения есть Ленобласти, в Москве, Нижнем Новгороде и Пскове.

 

Протоиерей Петр Скипетров (1863-1918) 1 февраля 1918 года пришел в Александро-Невскую лавру на прием к митрополиту Петроградскому Вениамину. Зайдя в митрополичий корпус, стал свидетелем противостояния между верующими и революционными солдатами, посланными арестовать владыку. Отец Петр обратился к солдатам с увещеванием не творить насилия и не издеваться над святынями. В ответ он получил смертельное ранение и скончался в муках вечером того же дня. 3 февраля состоялся всенародный крестный ход из всех петроградских храмов в лавру, затем по Невскому проспекту к Казанскому собору. Здесь митрополит Вениамин обратился к народу со словом об умиротворении страстей, отслужил молебен и панихиду по отцу Петру. На следующий день при большом стечении народа сонм иереев во главе с владыкой совершил отпевание отца Петра в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), где покойный был настоятелем. На месте, где пролилась кровь, в митрополичьем корпусе на ступенях перед иконой святого Александра Невского была установлена памятнуя доска, которая провисела до захвата обители большевиками. Протоиерей Петр Скипетров прославлен как священномученик в 2001 году. Доска на месте его смертельного ранения восстановлена.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить