Центром празднования 1030-летия Крещения Руси в Санкт-Петербурге станет Князь-Владимирский собор. О смысле и значении праздника мы говорим с его настоятелем протоиереем Владимиром Сорокиным.
— Отец Владимир, как приход Князь-Владимирского собора готовится к празднованию?
— Во-первых, мы приводим в порядок экспозиции во дворе собора, посвященные князю Владимиру: это необходимо, поскольку они стоят на улице. К 1030-летию Крещения Руси планируем издание синодика кавалеров ордена святого Владимира — и имперского, до революции, и церковного, после 1958 года. Некоторые скептически относятся к награжденным этим орденом при советской власти. Но люди действительно трудились, служили Церкви, и многих из них я знал: это протопресвитер Виталий Боровой, ответственный секретарь Журнала Московской Патриархии при патриархе Алексии I и создатель журнала «Церковь и время» Евгений Карманов, сотрудник ОВЦС Алексей Буевский и многие другие.
- Часто приходится встречаться в трудах историков с обвинением церковных деятелей того времени в сервилизме, приспособленчестве.
- Да, но это довольно примитивный взгляд. Приведу такой пример: патриарх Алексий I четырежды был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Можно, конечно, сказать: «Принимать награды из рук безбожной власти нельзя». А для меня очевидно другое: в этом был такой миссионерский заряд! Любой агитатор с безбожной брошюркой под мышкой сколько угодно мог говорить о том, что Церковь в советском обществе не нужна, но вот скажешь ему: «А нашего патриарха орденом наградили!», и он же ничего не мог на это возразить! Да само упоминание о патриархе в газетах «Правда» и «Известия» уже было миссией, производило эффект разорвавшейся бомбы! Кроме того, за что награждали патриарха? За борьбу за мир — что в этом плохого? Да и он сам всегда говорил: «Это не я получаю, а Церковь!»
— В современной России стали отмечать Крещение Руси каждые десять лет — до революции вроде праздновали не так часто.
— Наш собор построен к 800-летию Крещения Руси, празднование этой даты в свое время всколыхнуло обществе интерес к славянской культуре. Широко праздновалось и 900-летие. Насколько я знаю, в Зарубежной Церкви отмечали 950-летие, но у нас в 1938 году это было невозможно. Зато год 1000-летия Крещения Руси стал, как мы знаем, переломным. Да, сейчас мы празднуем каждые десять лет, и, конечно, это обусловлено реалиями нашего времени: надо чаще напоминать людям о том, что дало нашей стране христианство. Какая-то часть общества пытается принизить значение христианства, уверяет, что современному человеку вера не нужна, но это от некой потери ориентиров. Обычно те, кто протестуют против роста влияния Церкви на жизнь общества, на деле не могут определиться, кто они и с кем: они ни с Западом, ни с Востоком.
— Обиднее всего, что сопротивление чувствуется со стороны людей, причастных к системе образования.
— Я третий год как благочинный занимаюсь с учителями районных школ. Все учителя — хорошие люди, но им сложно рассказывать школьникам о православии. Многие ученики, которые ходят в храм, учились в воскресной школе, часто знают больше учителя. Был такой случай — одна учительница на уроке произнесла слово «грехи» с ударением на «е», и ученик ее поправил: «Не грехи, а грехи». Значит, она никогда не была в храме, не исповедовалась, не причащалась. И каково учителю, когда ученик-четвероклассник указывает на ошибку? По одному только ударению можно определить, церковный человек или нет.
— Но в России 80 процентов населения отождествляют себя с православием, при этом не более пяти процентов живут церковной жизнью.
— Кто виноват в этом? Все мы, конечно. Большинство людей предпочитают быть зрителями, вся наша культура ориентирована на развлекательность. И в жизни Православной Церкви тоже заметен уклон в развлекательность. Даже наличие православных телеканалов и радиостанций может сослужить плохую службу. Если всё время смотреть телевизор, не так уж важно, что смотришь. Ко мне часто обращаются молодые родители и просят помочь подыскать няню. Знаете, как трудно найти? Сидит пенсионерка дома, слушает радио «Радонеж», смотрит телеканалы «Союз» и «Спас» — и ей вообще ничего не нужно! А ведь христиане должны помогать друг другу. Святейший Патриарх Кирилл не раз говорил о том, чтобы на приходах была налажена система взаимопомощи, чтобы прихожане знали друг друга и знали, к кому обращаться с теми или иными вопросами: вот этот человек врач, а этот — электрик... Вот что значит — выполнять заветы князя Владимира, при котором появилась на Руси благотворительность. Но до этого, к сожалению, очень далеко.
— Что же делать?
— В первую очередь — возрождать традиции образования. Церкви есть что предложить обществу, нам не надо ничего придумывать. В майском указе президента Путина, в третьем пункте, написано, что образование должно основываться на духовно-нравственных ценностях. Только Церковь может возродить эти ценности. Самая большая проблема — найти форму подачи для современного человека, особенно для детей и молодежи. Поэтому мы и размещаем экспозиции на улице, и издали альбом «Заветы князя Владимира». Для школьников мы сделали набор из 72 открыток, чтобы можно было раздавать на уроках. На лицевой стороне открытки то или иное изображение, связанное с Крещением Руси, а на обороте — пояснительный текст. Все открытки разные, и дети могут делиться друг с другом. Это облегчает задачу преподавателям. Мы ищем формы, которые помогли бы возродить наши традиции. Общество не требует нового, а нуждается в возрождении. Когда старое оживет, оно и родит новые формы. Но если бы князь Владимир не посеял эти семена, нам было бы нечего выращивать.
Вода Живая №7-8/2018 (222-223).