Студенты Горного университета поделились впечатлениями о состоявшейся экскурсии"Петербург - город всех вер". Участники поездки посетили Казанский собор, Большую хоральную синагогу, Соборную мечеть, базилику Св. Екатерины Александрийской, Лютеранскую церковь свв. апостолов Петра и Павла – Петрекирхе.
9 декабря состоялась экскурсия "Петербург - город всех вер", в которой приняли участие студенты Горного университета. Поездка прошла при благотворительной поддержке настоятеля храма прп. Макария Египетского в Горном университете протоиерея Владимира Сорокина.
Санкт-Петербург за три столетия научил дружно жить бок о бок людей разных мировых религий и национальностей. Только здесь на главной улице города вы можете увидеть, как на рождественском концерте католического храма поет православный хор и происходит это в зале при Армянской церкви! Благодаря такому гармоничному развитию отношений между носителями различных религиозно-культурных традиций, Северная столица постоянно архитектурно обновляется и духовно обогащается.
Наша экскурсия началась на площади Искусств и по пути в Большую хоральную синагогу мы много говорили о значении религии в жизни каждого человека.
Большая хоральная синагога
Изначально евреям было запрещено жить в Петербурге, только в начале 19 века они получили разрешение служить в русской армии, именно в это время начинали образовываться первые общины.
1 сентября 1869 года император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен. Начался сбор средств на строительство, но все выбранные места для строительства синагоги, которые устраивали общину, по разным причинам не устраивали власти Петербурга. Только спустя почти 10 лет в 1879 году община приобрела участок А. А. Ростовского на Большой Мастерской улице. Фасад синагоги выполнен в восточном стиле с мавританской вязью и башенками, выглядит очень нарядно и торжественно.
8 декабря 1893 года Большую синагогу освятили, главы общины открыли серебряным ключом центральную дверь и внесли в зал 7 свитков Торы. На открытии раввин выразил надежду, что новый храм «станет началом храма будущего, храма всеобщей любви и мира на земле».
После революции синагога продолжала работать, во многом благодаря деятельности еврейской общины, но 17 января 1930 года ее закрыли и вывезли наиболее ценное имущество, в основном в пользу Антирелигиозного музея (открывшегося в Казанском соборе), для отдела, посвященного иудаизму.
К середине 80-х годов синагога стала центром возрождения религиозной жизни евреев в Ленинграде. В наши дни Большая хоральная синагога, которой более ста лет, вновь стала культурными общественным центром евреев, живущих в городе. При синагоге имеются два детских сада, две еврейские школы, школа-пансион для мальчиков и школа-пансион для девочек, их посещают в общей сложности около 500 детей.
Наш визит совпал с ханукой - еврейским новым годом. На территории стоял ханукальный святильник, а внутри проходил праздник: столы, традиционная музыка и верующие, которые приходят целыми семьями.
Соборная мечеть
Ещё в первые годы существования Санкт-Петербурга рядом с Петропавловской крепостью возникла татарская слобода. К началу ХХ века в городе проживало около 8 000 мусульман, но ни одной мечети не было. Поддержал проект постройки мечети эмир Бухарский Сеид-Абдула-Ахад-хан, заплативший за земельный участок. Он же пожертвовал 500 000 рублей на строительство, организовал сбор средств среди богатых купцов эмирата.
Под патронажем эмира был проведён архитектурный конкурс. Требовалось соорудить мечеть в два яруса, с хором, со строгим внутренним убранством, с дополнительным подвальным помещением для размещения верующих во время ежегодных мусульманских праздников. Первые места получили работы М. С. Лялевича, М. М. Перетятковича и Н. В. Васильева. Проект последнего был рекомендован комиссией судей для строительства. Первое богослужение в мечети произошло в феврале 1913 года, приурочено оно было к 300-летию дома Романовых.
Петербургская Соборная мечеть стала самой северной мечетью в мире. Долгое время она оставалась самой большой. Её фасад хоть и соответствует всем канонам культового зодчества Средней Азии, роспись, голубые и золотистые цвета, минареты, направленность на Мекку, но имеет черты северного модерна, мечеть частично облицована серым камнем, благодаря чему она хорошо вписывается в питерский пейзаж. Купол мечети повторяет силуэт купола мавзолея Гур-Эмира в Самарканде. Интересным нам показался и тот факт, что, с точки зрения мусульман, на стенах мечети нельзя изображать живых существ, так как ты забираешь часть их души.
С началом Первой Мировой войны в 1914 году строительство мечети замедлилось, поступление денежных средств сократилось, многие строители были мобилизованы. Отделочные работы в храме продолжались вплоть до 1918 года, только с 1920-го стали проводиться постоянные богослужения. В конце 1930-х годов храм был закрыт, в нём устроили склад.
В 1956 году здание мечети было передано религиозному Обществу мусульман, началась его реставрация.
Сегодня Санкт-Петербургская мечеть - одна из самых крупных в Европе, она вмещает до пяти тысяч человек. На первом этаже - огромный зал, в котором молятся мужчины, 2-й этаж отведен женщинам, а на третьем находятся классы воскресной школы, где преподаются уроки арабского и татарского языков, основы ислама.
Базилика св. Екатерины Александрийской
Храм св. Екатерины Александрийской, который находится на Невском проспекте, — это старейший в Санкт-Петербурге храм Римско-католической Церкви. Храм святой Екатерины всегда был не только украшением Санкт-Петербурга, но и символом веротерпимости и взаимодействия культур. Его прихожанами были многие известные архитекторы, художники, композиторы, в приходе существовали общины поляков, французов, немцев, итальянцев, литовцев, латышей, русских. В тяжелые для нашей страны 30-е годы двадцатого столетия этот храм, как и многие другие, был закрыт и разорён, только в 1992 году городские власти приняли решение об его возвращении католической общине. Сегодня здесь среди прихожан те, для кого родной язык — английский, польский, французский, испанский или корейский, что подчеркивает единство и многообразие христианства.
Казанский кафедральный собор
В 1811 году по проекту Л.Н. Воронихина специально для Казанской иконы Божией Матери на Невском проспекте был возведен Казанский собор. города. Ещё в те времена, когда Санкт-Петербург только закладывался, архиерей воронежский Митрофаний предрёк, что образ Казанской Божьей Матери будет беречь этот город, и до тех пор, пока икона находится там, в город не ступит вражья нога. И действительно, город ни разу не был сдан неприятелю.
Перед Воронихиным стояла сложная градостроительная задача. Собор обращён к Невскому боковым фасадом, поэтому основной объём здания был скрыт грандиозной торжественной колоннадой, охватившей пространство Казанской площади. Новаторским было конструктивное решение собора: большепролетные перекрытия боковых проездов колоннады, устройство металлического купола.
В 1813 г. в соборе был погребён главнокомандующий русскими войсками Великой Отечественной войне 1812 г. фельдмаршал М. И.Кутузов. Здание стало пантеоном русской военной славы. Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия перед ним в 1837 г. памятников М. И.Кутузову и М. Б.Баллаю-де-Толли, выполненных Б. И.Орловским при участии архитекторов В. П.Стасова и литейщика В. П.Екимова.
Современники с гордостью отмечали, что он был построен русскими зодчими и строителям, украшен русскими художниками и ваятелями из отечественных материалов. Его открытие рассматривалось как триумф русской культуры и техники.
Лютеранская церковь Святых Петра и Павла — Петрикирхе
27 декабря 1727 г. царь Пётр II подарил немецкой лютеранской общине землю на пустынной территории у Невской перспективы между Большой и Малой Конюшенными улицами. Здание церкви было заложено 29 июня 1728 г., в день святых апостолов Петра и Павла. Именно здесь находились органы, считавшиеся лучшими в Санкт-Петербурге, а в соседнем здании расположилась старейшая школа города – «Петришуле», среди учеников которой были М. П. Мусоргский, П. Ф. Лесгафт, Ф. Ф. Шуберт, М. А. Фонвизин, К. Росси, Н. Л. Бенуа.
После национализации 1938 г. в здании церкви был устроен склад театральных декораций, потом склад овощей. В 1958 г. началась перестройка здания под плавательный бассейн, который открыли в 1962 г. При этой перестройке была изменена планировка, полностью переделан интерьер, погибли остатки настенных росписей. Бесследно исчез крупнейший в России орган фирмы «Валькер». Ценности вывезли в Эрмитаж и другие музеи. В 1993 году здание было возвращено Русской лютеранской церкви, но воссоздать прежний брюлловский интерьер оказалось невозможным. Сейчас, кроме самого храма, здесь находятся канцелярия епископа и германо-российский центр.
Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»
В Санкт-Петербурге есть необычное для наших мест сооружение – здание буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй». «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».
Есть мнение, что первые буддисты появились в Санкт-Петербурге в начале XVIII века, во время строительства Петропавловской крепости. Это были волжские калмыки. Как долго они пробыли в Петербурге не известно. Но согласно переписи населения 1869 года в городе проживал всего один буддист. Но к 1897 году их количество составило уже 75, а в 1910г. – 184 человека. Это были калмыки, буряты, иностранные буддисты восточных стран, а также аристократические представители модного в то время в Европе течения «теософо-буддизма», или «необуддизма».
В 1898 году Петербург посетил посланник XIII Далай-ламы бурятский лама Агван Лобсан Доржиев. По его инициативе было подано ходатайство о строительстве небольшой буддийской молельни. Много трудностей и преград пришлось преодолеть при строительстве дацана. В результате буддийский храм в Петербурге был освещен только в 1915 году. Уже к концу 1916 года, в результате постоянных военных действий в то время, буддисты покинули город. В советский период трудные времена были для храма «Дацан Гунзэчойнэй». Только в период 1920 – 1933гг. буддийском храме проводились религиозные службы. В последующее время в «Дацан Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге размещались и военная радиостанция, и лаборатории зоологического института. И только в 1990г. Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» вновь стал действующим в религиозных целях.
Религиозные представления являются основой для формирования нравственных ценностей, общих для всего человечества. Терпимость к иным верам – традиционное свойство русской культуры. В Петербурге, кроме православных соборов, можно отыскать и храмы других религиозных конфессий – костелы, синагоги, мечети и даже буддийские дацаны. Необычная эстетика культовых сооружений дополняет и украшает архитектурный ансамбль города.
Присоединяйтесь к нашим путешествиям по большому городу в следующем семестре!