ДЛЯ БЛИЖНЕГО КРУГА
В дореволюционной России домовым храмом было никого не удивить. В советское время абсолютно все они были закрыты, помещения их приспособили под самые разнообразные нужды. Когда закончилась эпоха гонений, домовые храмы стали возрождаться, но их существование рождает много вопросов. Если в учреждении пропускная система, доступ в храм ограничен — кто же будет в него ходить? Простых прихожан больше привлечет отдельно стоящее здание, к тому же очень часто о том, что в учреждении есть домовый храм, снаружи не говорит абсолютно ничего. Для чего нужны и как функционируют домовые храмы в Петербурге, рассказывают их настоятели,
текст татьяна кириллина
ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ
- Синоним слова «дом» - семья, так что, можно сказать, домовый храм — это семейный храм,— говорит протоиерей Владимир Сорокин.— Православная Церковь говорит о том, что семья — это малая церковь, а идеал отношений между людьми - семейные отношения, недаром про хорошие отношения на работе говорят: «Мы как одна семья». Произошла революция — сменились ценности, семью разрушили, после революции пропагандировали вседозволенность. «Семью» сменил «коллектив», а коллектив — это нечто, не предполагающее родства. Поэтому неудивительно, что все домовые храмы были уничтожены. Сейчас наше общество потихоньку возвращается к традиционным ценностям. Церковь стремится к тому, чтобы была семья и чтобы отношения между людьми были нормальными. Одним из первых возрожденных домовых храмов в нашем городе стал храм преподобного Макария Египетского в Горном университете. В 1990-е протоиерей Владимир Сорокин был ректором Духовной академии, а Совет ректоров Санкт-Петербурга возглавлял ректор Горного университета Николай Проскуряков. Они стали общаться, даже дружить семьями.
- Когда Николай Максимович скончался, меня попросили его отпеть, он был верующим,— рассказывает отец Владимир.— Похоронили торжественно, я пригласил хор студентов Духовной академии. Помощником ректора был в то время Владимир Литвиненко, с ним я тоже общался. На поминках выразил ему благодарность, что он много помогал покойному, а руководство расценило это как некий знак, вроде как я его благословляю,— и они его избрали ректором. Но это было правильное решение: 25 лет прошло, недавно его избрали на пятый срок.
Отец Владимир предложил новоизбранному ректору возродить храм, тот воодушевился. В советское время помещение храма использовалось как спортзал. Ректор построил новый спортзал с великолепным бассейном, нашел спонсоров и возродил храм, и убранство его сейчас даже богаче, чем до революции.
- Но храм стоял пустой, пять-шесть человек придут на богослужение — и всё,— вспоминает отец Владимир.— Раз в неделю в полдень совершается молебен, он приходится на перерыв, но прийти могут только те, кто читает лекции или учится в соседних аудиториях.
Традиционная проблема храма при вузе — если вход свободный, ходят туда не студенты, а жители близлежащих домов: верующий студент пойдет в храм по месту жительства, в воскресенье никто снова не поедет в университет. А если в вузе пропускная система, храм пустует. Как же решил эту проблему отец Владимир?
— Для чего нужен храм? Для преемства поколений, чтобы сохранять молитву о наших предшественниках,— убежден настоятель.— Не случайно храм строится в память чего-то и кого-то: святой жил больше тысячи лет назад, а храмы ему стоят, и память сохраняется. Мы решили издать брошюрку про храм. Там ведь уникальные иконы, сделанные из уральских камней, нигде таких нет. В советское время они в подсобке под лестницей хранились. Мы с помощниками сделали синодик для храма: вычислили за всю историю университета почти всех студентов, около шестидесяти тысяч человек, почти всех преподавателей. К юбилею Горного университета, надеемся, список будет полным, работа идет; готовится к изданию альбом «Служение и память». Мы поминаем за богослужением всех, чья память приходится на эту неделю; есть и пострадавшие в годы репрессий. На основе синодика сделали календарь на каждый день, и имена тех, чья память отмечается в этот день, публикуются на сайте http://makaryvgornom.ru/. Таким образом всем учащим и учащимся мы преподаем историю университета в лицах.
ГОВОРИТЬ
С СОВРЕМЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Протоиерей Владимир Сорокин -настоятель еще одного домового храма, Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце. Прежний настоятель вступил в конфликт с дирекцией музея, поскольку требовал, чтобы храм стал приходским: ежедневные богослужения, крещения, венчания, отпевания.
- Но это же совершенно невозможно, представьте только: музей, посетители - и вдруг покойника несут! — говорит отец Владимир.— Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский был крайне этим раздражен и даже готов вообще запретить богослужения. Я тогда был благочинным и попросил владыку Владимира назначить меня настоятелем. Для меня не было секретом, что многие сотрудники Эрмитажа против нас настроены. Я и моя помощница Екатерина Михайловна стали думать: как говорить с современным человеком, а главное — о чём? О Боге, Церкви люди не очень хотят слушать. Даже у апостола Павла был эпизод: он пришел в ареопаг, стал беседовать с философами, а они ему говорят, что послушают его в другой раз.
Когда Эрмитаж стал готовиться к празднованию 250-летия, отец Владимир снова решил обратиться к теме исторической памяти.
- Мы поставили себе цель -на основании архивных данных и с помощью верующих сотрудников музея выявить всех, кто работал в Эрмитаже за эти 250 лет. Поскольку это не просто музей, но и царская резиденция, мы заодно включили в список всех правителей страны, а также тех, кто бывал у царя на приеме — в общем, всех, кто мог молиться в храме при Зимнем дворце.
В этот синодик были включены также предстоятели Русской Православной Церкви — 91 человек, правящие архиереи Санкт-Петербургской епархии — тридцать человек, 12 настоятелей храма, клирики —46 священнослужителей, 34 диакона, восемь чтецов. Список имен пополнили градоначальники, архитекторы Эрмитажа, директора, канцлеры Российской империи, министры и сотрудники министерств, те, чьи портреты висят в Военной галерее Зимнего дворца, члены Сената - 1680 человек. Причем в синодике не просто перечислены имена, а даны портреты людей, их краткие биографии.
- В нашем эрмитажном синодике около пяти тысяч человек. Я пришел к Пиотровскому, показал — он ахнул. Сотрудники тоже оценили. Правда, некоторые говорили: «Зачем мы меня включили без моего ведома?» Я отвечал: «Ладно, вычеркнем вас!» — «Ой, не надо вычеркивать!» — смеется отец Владимир.— Мы сделали красивую книгу, под золото, но главная особенность синодика не в этом, а в том, что страницы вынимаются, они на защелкивающихся кольцах. На богослужениях мы раздаем страницы сотрудникам — и они читают! У нас на богослужения приходит много народу, человек 50-60: люди увидели, что в синодике их имена, что о них Богу молятся у нас в храме. И я еще раз убедился, что этот вариант диалога с обществом работает.
Литургия в эрмитажном храме совершается несколько раз в году: перед большими праздниками и в поминальные царские дни. В храме можно делать тематические выставки: была, например, выставка предметов, связанных с царской семьей. Музей есть музей: в храме нельзя зажигать свечи, разжигать кадило тоже нельзя — диакон делает это заранее. Посещать богослужения можно по договоренности, а так храм открыт, посетители могут в него войти.
Помощники отца Владимира также составили синодик думских гласных для храма в ЗакСобрании, но священники, которые там служат, к сожалению, не читают их имена за богослужением. Составлены синодики для Палаты мер и весов, для Нотариальной палаты.
- Домовый храм, если им заниматься — отметить святыни, памятные даты, взять историю учреждения,— становится настоящим центром семьи, в которой сохраняется память,— уверен отец Владимир.— Особенно это ценно в наше время, когда многие ничего не знают о своих предках. Сделайте такую работу, и люди оценят, будут в храм ходить, и никто не будет говорить, что домовый храм не нужен. Человек сейчас прагматичный, ему нужно понимать, что он к чему-то приобщился, прикоснулся, что он продолжатель какого-то важного дела. Надо дать ему это почувствовать, и тогда всё будет работать.
«Вода Живая» №9 (236) 2019