Император Всероссийский Николай II Александрович (18.05.1868 – 17.07.1918) царствовал с 1 ноября 1894 по 2 марта 1917 года. Эти годы характеризовались в мировой истории большими изменениями и в общественной, и в политической, и в культурной, и в религиозной жизни. Россия тоже была частью этого большого и важного процесса. Согласно данным впервые проведённой в январе 1897 года всеобщей переписи, численность населения Российской империи составила 125 миллионов человек; из них для 84 миллионов родным был русский язык; грамотных среди населения России было 21 %, среди лиц в возрасте 10-19 лет — 34 %. Накануне революции национальный доход страны составлял 16,4 млрд. рублей (7,4 % от общемирового). По этому показателю Российская империя занимала четвёртое место после США, Германии и Британской империи. По темпам роста национального дохода Российская империя опережала многие страны, а в отдельные периоды, например с 1908 по 1917 гг. они были среди самых высоких в тот период.

С 1894 по 1914 год в Российской империи добыча угля возросла на 306 %, нефти — на 65 % , золота — на 43 %, меди — на 375 %; чугуна — на 250 %; железа и стали — на 224 %. Выросло число высших учебных заведений для подготовки специалистов горного дела.

Последнее учебное заведение в России, созданное по указу царя-страстотерпца – Горный институт в Екатеринбурге. В начале XX века Российская империя, наряду с США, занимала ведущее положение в мировом сельском хозяйстве. Россия поставляла 50 % мирового экспорта яиц; ей принадлежало 80 % мирового производства льна. Продолжалось строительство железных дорог, суммарная протяженность которых, составлявшая 44 тыс. км в 1898 году, к 1913 году превысила 70 тыс. километров.

По инициативе Императора Николая II  в 1899 и 1907 годах состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день (в частности, был создан Постоянный арбитражный суд в Гааге). За инициативу по созыву Гаагской мирной конференции и вклад в её проведение Николай II (и известный русский дипломат Мартенс Фёдор Фёдорович) были номинированы в 1901 году на Нобелевскую премию мира. В Секретариате ООН по сей день стоит бюст Николая II и помещено его Обращение к державам мира о созыве первой Гаагской конференции; 6 (19) августа 1905 года императором Николаем II был подписан манифест об учреждении Государственной думы; 17 (30) октября 1905 Николай подписал манифест, повелевавший, среди прочего: «.Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов…».

В 1910 году был создан Императорский военно-воздушный флот.

В годы царствования императора Николая II было совершено большое число канонизаций новых святых: прп. Серафим Саровский (1903); свт. Феодосий, архиепископ Черниговский (1896), сщмч. Исидор Юрьевский (1898), св. блгв. княгиня Анна Кашинская (1909), прп. Евфросиния Полоцкая (1910), прмч. Ефросин Синозерский (1911), свт. Иосаф, епископ Белгородский (1911), сщмч. Гермоген,  Патриарх  Московский(1913), свт. Питирим, епископ Тамбовский (1914), свт. Иоанн, митрополит Тобольский  (1916).

Российская империя быстро преображалась, изменялась. Научное, секулярное постепенно начинало преобладать над нравственным, духовным, святым.

По духу воспитания император Николай II больше тяготел к традиционным консервативным духовным ценностям. У него было обостренное чувство долга, чувство ответственности. В силу сложившихся вокруг него обстоятельств он не смог  оценить всю серьезность  обстановки и стремительных перемен. Император Николай II вошел в историю России как человек с  многими положительными делами, но и с большими просчетами.

Русская Православная Церковь причислила императора Николая II c cемьей к лику святых как страстотерпцев.

Страстотерпцами называют тех святых, которые приняли мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам. Понятие «страстотерпец» употребляется применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников.

Великая княжна Ольга Николаевна писала из Тобольска: «Отец просил передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него <...> и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но <...> победит <...> только любовь...»

 

 

Император Николай II прошел горнило испытаний. Он был великий самодержец, имел неограниченную власть и остался верен долгу и чести. Он прошел испытание унижением, лишениями, душевными страданиями. В то время, когда Николай II стал императором, престол русского царя стоял на очень высоком уровне в мире. Это, казалось бы, должно было воспитать в нем чувство гордости, надменности, превосходства над другими людьми и величия. Но в нем все же преобладало чувство долга, чести и ответственности. По своему внутреннему устроению он был человек благородный; воспитание в православной вере создало благоприятную почву, на которой возросли и окрепли  эти качества. Он был человек совестливый. Об этом хорошо написал Иван Солоневич: «СОВЕСТЬ есть то, на чем строится государство. Без СОВЕСТИ не помогут никакие законы и никакие уставы. СОВЕСТИ не оказалось. …Государь-Император для данного [правящего — К. К.] слоя был слишком большим джентльменом. Он предполагал, что такими же джентльменами окажутся и близкие ему люди, и эти люди, повинуясь долгу присяги, или, по меньшей мере, чувству порядочности, отстоят, по крайней мере, его семейную честь [имеются в виду сплетни о Распутине — К. К.]. Не отстояли даже его семейной чести. Ничего не отстояли. Все продали и все предали» (К. Г. Капков. Царский выбор. 2016. С. 534).

Император Николай II остался до конца верен своему долгу и своей совести.

Венценосную семью соединяли узы любви, сохранившиеся до дня мученической кончины. То же самое можно сказать и о связи императора Николая II и России. Эта нерасторжимая связь не дала Николаю II покинуть Отечество, спасая свою жизнь. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «положение Государя императора Николая Александровича тем особенно, что он выбрал этот подвиг. Он мог бы уйти. Ему предлагали возможность скрыться, переехать за границу под защиту иностранных и инославных людей, но он решил остаться со своим народом; больше того: мне кажется, что один из его самых великих подвигов в том, что он не только сам остался, но обрек на ту же самую трагическую, мученическую судьбу и свою жену и детей. Жена могла это сделать по своему собственному выбору, но он принес как бы в дар Богу своих детей, которые не могли принимать никакого решения – не потому что они были малолетние, а потому что были связаны со своими родителями такими связями любви, которые не могли быть расторгнуты».

 

Генерал А. Ф. Редигер (как военный министр в 1905—1909, дважды в неделю он имел личный доклад государю) в своих воспоминаниях писал об императоре Николае II:

«Несмотря на выпадавшие на его долю тяжёлые дни, он никогда не терял самообладания, всегда оставался ровным и приветливым, одинаково усердным работником. Он мне говорил, что он оптимист, и действительно, он даже в трудные минуты сохранял веру в будущее, в мощь и величие России».

Оптимизм и вера в Россию императора Николая II подтверждается тем, что сейчас Россия возрождается, крепнет и с оптимизмом смотрит в будущее.

 

 

 

Настоятель Князь-Владимирского собора

и храма прп. Макария Египетского в Горном университете

профессор, протоиерей Владимир Сорокин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить