В СПбДА прошла конференция, посвященная 100-летию начала гонений на Церковь

Конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки», посвященная 100-летнию начала гонений на Церковь, прошла 28-29 сентября в СПбДА. В ней приняли участие девяносто ученых из шести стран и четырнадцати городов России. Обсуждались пути развития церковной науки в плане осмысления исторического пути Церкви в XX веке.

Архиепископ Петергофский Амвросий во вступительном слове обратил внимание на то, что из четырех дореволюционных духовных академий Санкт-Петербургская была закрыта первой, а память о начале гонений на Русскую Церковь в северной столице ощущается болезненнее всего.

«Именно здесь, в Царском Селе, был убит и первый новомученик - священномученик Иоанн Кочуров, выпускник академии, - сказал владыка. - Именно здесь, в городе интеллигентского безбожия, проявилась и сила Господня. Церкви были даны силы противостоять врагу рода человеческого. Подвиги новомучеников, самоотверженные попытки создать что-то новое в Церкви продолжались весь ХХ век. Конференция - это дань славным страницам истории академии, память о тех, кто, начиная с 1917 года, сохранял и приумножал церковное знание, помогал выжить церковной науке. Особая память - об участниках легендарного Поместного Собора 1917-1918 годов, который стал торжеством церковной мысли начала ХХ века, подведя итоги развития Церкви в предшествующие столетия и восстановив патриаршество».

Заведующий кафедрой церковной истории СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов представил доклад «Православная Церковь и государственная власть в России: от культурного сотрудничества Февраля к антицерковным гонениям Октября». Он рассказал об особенностях взаимодействия Святейшего Синода и Временного правительства между Февральской и Октябрьской революциями.

С докладом «Духовные и исторические корни русской цивилизации» выступил доктор филологических наук, заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия Александр Ужанков. Он обратил внимание на то, что основой русской цивилизации, возникшей вместе с Крещением Руси, является православное мировосприятие. Русская идея - это сохранение народом православной веры до наступления Страшного Суда.

Доклад о роли эмоций в богословии прочитал доктор богословия, доцент Православного богословского факультета в Университете Прешова протоиерей Вацлав Ежек. Он сделал акцент на том, что современные люди почти разучились чувствовать, а развитие богословия основано на любви.

Доцент Православного богословского факультета Белградского университета РасткоЙович затронул проблему разделения и обособления членов Церкви по принципу принадлежности к священству и народу. В первые века христиане собирались на Евхаристию, где все были равны, но в дальнейшем христиане разделились на клириков и лаиков. Священнослужители, по мысли докладчика, не должны относиться к народу как к пассивному наблюдателю.

Участники конференции побывали в Царском Селе, где протоиерей Георгий Митрофанов провел экскурсию. Гости посетили Екатерининский и Феодоровский Государев соборы, а также места, связанные с памятью священномученика Иоанна Кочурова.

Конференция продолжила работу по тематическим секциям «История Церкви в 1917 году, Поместного собора 1917-1918 года и первых новомучеников Церкви Русской», «История Церкви X-XVII веков», «История Церкви XVIII-XX веков», «Библеистика», «Русская религиозная философия», «Богословие», «Литургика», «Церковное искусство», «Церковно-музыкальное искусство».

В ближайшее время у Русской церкви может появиться 12 новых святых, пострадавших за веру в Узбекистане

Ташкент. 28 сентября. В Ташкентской епархии Русской православной церкви готовят материалы для канонизации двенадцати новомучеников, пострадавших в Узбекистане от большевиков.

«В основном это русские, а именно те, кто в годы советской власти претерпел гонения, страдания, мучения, некоторые даже были расстреляны. Мы собираем материалы об их жизни, чтобы представить их комиссии Русской православной церкви по канонизации», - рассказал митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий в интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» в четверг, накануне визита в республику патриарха Кирилла.

Иерарх также сообщил о том, что в Узбекистане имеются интересные места для паломничества: в Бухаре есть источник Иова Многострадального, а в Самарканде хранится частица мощей пророка Даниила, привезенная сюда знаменитым полководцем Амиром Темуром (Тамерланом).

Отвечая на вопрос корреспондента о том, как живется православным в стране, митрополит отметил, что «люди живут, радуются жизни, здесь хорошие климатические условия».

Говоря о ситуации с религиозным экстремизмом в Узбекистане, он подчеркнул, что «власти очень серьезно относятся к этим проявлениям» и «жестко борются с ними».

 

Православный священник предлагает создать партию, программой которой будет защита от извращений и кощунства

Москва. 27 сентября. ИНТЕРФАКС – Известный миссионер, настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище игумен Сергий (Рыбко) считает, что с кощунством нужно бороться цивилизованными способами, например создать соответствующую партию.

«Можно даже партию создать, которая поставит целью защиту от всякой грязи, извращений и кощунства. Была же в своё время партия любителей пива, кого-то привлекала. А уж в такую партию, о которой я говорю, многие пойдут, потому что людей сегодня эта тема волнует», - сказал он в интервью газете «Крестовский мост».

Священник выразил уверенность, «что акции, нарушающие закон, не принесут результата».

«Обычно на крайние действия тянет неофитов. Достоевский однажды сказал, что революционеры бросают бомбы, чтобы нравиться девушкам, вот среди некоторых защитников веры та же ситуация. Зачем хвататься за петарду?» - задает вопрос отец Сергий.

Он предложил и другие способы борьбы: «напиши статью, не возьмут в газету - размести в Интернете, напечатай на принтере и раздавай на улице, организуй молитвенное стояние».

«У нас демократия, и есть немало законных методов борьбы», - резюмировал он.

При этом церковный деятель заметил, что православный человек никогда не станет воспринимать кощунственные, богохульные вещи, даже из любопытства, потому что это неизбежно вредит душе: след остаётся. «Что, у нас нет хороших фильмов и надо обязательно идти на «Матильду»?» - удивляется он.

 

Митрополит Крутицкий Ювеналий освятил мемориал «Сад памяти» на Бутовском полигоне

27 сентября 2017 года, в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение мемориала «Сад памяти» на Бутовском полигоне и литию с поминовением приснопамятного епископа Арсения (Жадановского) и всех на Бутовском полигоне в годину лихолетия умученных и убиенных. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области (Московская городская епархия) протоиерей Виктор Сандар и настоятель храма святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа.

Участниками церемонии стали член Совета Федерации ФС РФ В.П. Лукин, член Совета по правам человека при Президенте РФ С.А. Караганов, вдова писателя Александра Солженицына Н.Д. Солженицына, министр культуры Московской области О.В. Косарева, глава Ленинского района О.В. Хромов, заместитель начальника Главного управления культурного наследия Московской области Ю.В. Гриднев, делегации посольств стран Европейского Союза, родственники пострадавших, прихожане храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутово.

Перед началом богослужения владыку митрополита и всех собравшихся приветствовал настоятель храма святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа.

 

Колокол весом более 16 тонн подняли на колокольню Новоспасского мужского монастыря в Москве

Москва. 26 сентября. Завершились работы по установке нового тысячепудового колокола на колокольню Новоспасского мужского монастыря на Крестьянской площади, сообщает портал московской мэрии.

Звонница высотой 80,4 метра - вторая по высоте в столице после колокольни Ивана Великого в Кремле (81 метр), говорится в сообщении.

Новый большой колокол из сплава меди и олова весит 16,5 тонны, что по старой русской системе измерения составляет тысячу пудов (один пуд равен 16,38 кг).

Помимо огромного колокола, на звонницу поднимут еще десять меньшего размера. Все они зазвонят после окончания реставрационных работ в 2018 году.

Реставрация фасадов колокольни завершится до конца года, а ремонт внутренних помещений, в частности храма Сергия Радонежского на втором ярусе - летом 2018 года.

«Реставрация колокольни XVIII века началась в декабре 2016 года. Тогда ее фасады разрушались, нужно было предотвратить дальнейшее повреждение стен здания: снаружи их покрывали трещины и сколы, в которые попадала вода. Зимой она замерзала, отчего трещины увеличивались», - рассказал порталу руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Частично были утрачены отдельные декоративные и архитектурные элементы.

Специалисты укрепили кирпичную кладку, восстановили элементы декора, в том числе белокаменные вазоны, колонны и чаши, оштукатурили и покрыли краской фасады. Установлены кованые чугунные ворота входной арки, которые к ноябрю покрасят и откроют, отреставрированы и покрыты позолотой купол и крест колокольни. Также отреставрирован циферблат башенных часов, для которых вскоре будет изготовлен новый часовой механизм.

Колокольня Новоспасского ставропигиального мужского монастыря была построена в 1785 году при поддержке императрицы Екатерины II и благодаря частным пожертвованиям. В советские годы в разное время на территории монастыря находились женский исправительный дом, детская колония и вытрезвитель, а с 1930-х годов - общежитие.

Выселение жильцов из колокольни началось только в 1960 году, там разместился крупный реставрационный центр. В 1990-х годах монастырь передали Русской православной церкви.

 

Церковь оставляет за собой право опровергать неправду, показанную в «Матильде»

*** Художественный вымысел не может быть обманом, считают в Патриаршем совете по культуре

Москва. 25 сентября. Председатель Патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов) считает, что Церковь должна стараться донести до широкой общественности правду о Николае II и его семье, хотя и не будет требовать запретить показ кинофильма «Матильда».

«Мы не будем требовать запрета фильма, почитая такой путь тупиковым. Но оставляем за собой право опровергать неправду и доносить до тех, кто хочет услышать, достоверный рассказ об этом периоде жизни святого страстотерпца царя Николая», - пишет епископ в своей статье, опубликованной в понедельник в «Независимой газете».

Он напомнил, что прогремевший на всю страну «Викинг» о жизни святого равноапостольного князя Владимира в отличие от «Матильды» не вызвал никаких массовых протестов, «поскольку в случае с «Викингом» авторы фильма представили на экране пусть очень горькую, но правду истории».

По мнению епископа, сюжет и сценарий «Матильды», напротив, построены на неправде, и «многие, познакомившись с широко запущенным в Интернет рекламным трейлером фильма или <...> прочитав сценарий, эту неправду почувствовали особенно остро».

По свидетельству историков, мнения которых приводит в своей статье епископ Тихон, «сценарий фильма «Матильда» не имеет никакого отношения к историческим событиям, о которых в нем повествуется, разве что только имена героев соответствуют действительности».

«Художественный вымысел ни в коем случае и не должен быть обманом. Ни для каких целей. Какими бы творческими, драматургическими и эстетическими резонами этот обман ни пытались бы оправдать», - считает председатель Патриаршего совета по культуре.

По его словам, «немыслимо себе представить, чтобы ради придания некой особой «креативности» сюжета в «Капитанской дочке» автор, к примеру, сделал бы Екатерину II любовницей Пугачева, а в «Войне и мире» для большей «драматургической напряженности» распалившийся от «вдохновения» писатель сдал бы Наполеону, а потом и сжег не только Москву, но и Санкт-Петербург».

При этом он подчеркнул, что безусловной позицией Русской православной церкви является высказанное неоднократно решительное осуждение любых экстремистских действий, притянутых к дискуссии об этом фильме.

Кроме того, епископ отметил, что «Матильда» – единственный художественный фильм, созданный в нашей стране к 100-летию революций.

«Именно это кинопроизведение с таким сюжетом и с таким авторским подходом особенно ярко ознаменует собой посильный для нынешнего отечественного киноискусства, да во многом и для нашего общества масштаб осмысления самых трагических и судьбоносных событий нашей новой и новейшей истории. Но, может быть, это хотя бы станет точкой обратного отсчета?» - задается он вопросом.

 

Представлена новая книга протоиерея Владимира Хулапа

Новая книга протоиерея Владимира Хулапа«Евангельские притчи вчера и сегодня», выпущенная в издательстве «Никея», представлена 24 сентября в доме причта Феодоровского собора.

Евангельские притчи - важная составляющая учения Христа, они давно стали неотъемлемой частью мировой культуры. На протяжении двух тысяч лет люди черпают в них ответы на главные вопросы жизни. Отец Владимир рассматривает притчи в контексте нашей эпохи. Яркие и образные истории, увиденные через призму проблем современного общества, помогают расслышать обращенный к нам голос Христа. Авторский рассказ сопровождают слова святых отцов и богословов. Живой опыт их веры открывает читателю глубины духовного богатства евангельских текстов. Книга содержит более 80 фотографий мест, археологических раскопок и музейных артефактов, воссоздающих облик древней Иудеи.

Книга уже издавалась в двух видах. Изначально - в издательстве «Эксмо» - как рассчитанная на нецерковного читателя. Затем как приложение к журналу «Вода живая» она разошлось по петербургским храмам. Нынешнее издание дополнено, появились новая глава, фотографии, предоставленные протоиереем Димитрием Юревичем, завкафедройбиблеистикиСПбДА. Книга сверстана в современном динамичном формате. Автор надеется, что она будет интересна как воцерковленным, так и неверующим читателям, а также может стать хорошим подарком.

Представитель издательства Анна Ершова напомнила, что это вторая книга отца Владимира в сотрудничестве с «Никеей». Первая, «Венцы любви», вышла год назад и была представлена в этом же месте. Она выразила благодарность настоятелю Феодоровского собора протоиерею Александру Сорокину за возможность проводить презентации и за то, что в лавке храма представлен самый полный в городе набор книг издательства.

Настоятель поделился впечатлениями от книги:

«Еще читая первое издание, я поразился, что у отца Владимира есть не только узко научный интерес к литургике (она является сферой его научных интересов), а свой, личный, пропущенный через сердце интерес к библеистике. Плюс этой книги в том, что она написана популярным, современным, увлекательным языком, при этом полна научных, достоверных сведений, а также экзегетических деталей, которые помогают читателю погрузиться в ту эпоху».

Автор объяснил, почему у книги три подзаголовка.

Первый - «культурный контекст»: «Чтобы лучше понять притчи, нужно прикоснуться к той эпохе. Многие притчи кажутся нам «заезженными», и мы воспринимаем их уже через некоторые стереотипы, которые не всегда верны. Например, многие не знают, что «талант» из притчи о талантах равен примерно пятнадцати среднемесячным зарплатам, то есть Хозяин своим рабам изначально дал очень много».

Второй - «толкование святых отцов»: подразумевает не некую компиляцию того, что святые отцы написали о притчах. Это попытка чтения Евангелия вместе с теми, в жизни кого оно многое изменило, через проживание ими священного текста.

Третий - «исторические свидетельства»: «Это выход на современность. На воскресных службах мы постоянно слышим Христовы притчи, и эти простые безыскусные истории продолжают звучать остро. Каждый может прочитать евангельские притчи так, что они окажутся приложенными к нашей жизни».

Прозвучали вопросы, например: почему ученики записывали именно притчи, а не проповеди Иисуса Христа, как понимать некоторые труднообъяснимые притчи, почему Спаситель не объяснял притчи Своим ученикам.

Протоиерей Владимир Хулап - доктор богословия, проректор и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин СПбДА, клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери.

 

Конференция «Церковь и государство: вместе и врозь» состоялась в храме на Роменской

Конференция «Церковь и Государство: вместе и врозь», посвященная причинам и ходу революционных событий в Петрограде и причастности к ним разных слоев населения, состоялась 23 сентября в храме святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице.

Божественную литургию и молебен на начало всякого дела возглавил клирик Троице-Сергиевой пустыни иерей Николай Савченко.

Собравшихся в актовом зале интересовала позиция Церкви, ее иерархов, а также степень их причастности к событиям национального масштаба, имевшим значение для России, для всех без исключения ее граждан.

Прозвучали доклады «Невысказанный упрек: ''белые'' о роли Церкви в 1917-1920 годов», «Роль Церкви в событиях 1917 года: взгляд спустя столетие», «Православная Церковь и Февральская революция 1917 года», «Григорий Распутин: подлинник на фоне». Среди докладчиков и участников дискуссии были историки и юристы, религиоведы, преподаватели, студенты и магистранты вузов.

Как рассказал корреспонденту ИА «Вода живая» руководитель центра «Русь» Дмитрий Ханин, несмотря на разницу высказанных взглядов и позиций, собравшихся объединило живое участие и желание разобраться в означенных проблемах. По его словам, на извечные российские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», можно ответить евангельскими словами: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25)».

Дискуссию организовал действующий при храме историко-просветительский центр «Русь» при поддержке центра «Этна» и Дома молодежи Выборгского района. Встреча прошла в рамках проекта «1917-2017. Уроки столетия».

 

Церкви передадут три новгородских храма XIV-XV веков из списка ЮНЕСКО

Великий Новгород. 21 сентября. Русская православная церковь получит в безвозмездное пользование три храма XIV-XV веков, находящихся в историческом центре Великого Новгорода, сообщили в четверг «Интерфаксу» в правительстве Новгородской области.

«Русской православной церкви будут переданы церковь Климента, церковь Власия и церковь Петра и Павла на Славне. Все эти храмы, до сих пор не имевшие пользователей, являются памятниками федерального значения и включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО», - сказал собеседник агентства.

По его словам, здания находятся в удовлетворительном состоянии, но в настоящий момент не готовы к проведению церковных служб.

 

Глава МЧС Пучков и 5 тыс. спасателей помолились у иконы «Неопалимая купина» в храме Христа Спасителя

Москва. 18 сентября. Около пяти тысяч спасателей и пожарных в воскресенье приняли участие в благодарственном молебне в честь образа Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина» в храме Христа Спасителя.

На праздничной литургии присутствовали глава МЧС России Владимир Пучков, руководство центрального аппарата министерства, спасатели отрядов «Лидер» и «Центроспас», курсанты вузов системы МЧС, а также пожарные и спасатели столичного главка.

Пожарные и спасатели особо почитают православную икону «Неопалимая купина» и считают ее своей заступницей и покровительницей. Считается, что святыня оберегает тех, кто посвятили себя делу спасения от огня людей и их имущества, а также защищает дома от пожаров и поджогов.

Как сообщили журналистам в пресс-службе ведомства, богослужения по всей стране в этом году собрали почти 18 тыс. сотрудников МЧС России в более чем в 1100 православных храмах.

 

Научный руководитель Госархива РФ: «Матильда» - выдающееся произведение, но со знаком минус

Москва. 16 сентября. Научный руководитель Государственного архива РФ, профессор МГУ Сергей Мироненко рассказал, что знакомство со сценарием фильма «Матильда» вызвало у него глубокое отвращение.

«Я фильма не видел, но читал сценарий. Это выдающееся произведение, но со знаком минус. Все это вызывает у меня глубокое отвращение», - заявил С.Мироненко в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

«Александра Федоровна - застенчивейшая женщина, которая краснела, которая любила семью. И вот [в сценарии] она в одном из предлагаемых обстоятельств задирает юбки и говорит: «Ники, Ники, посмотри, какие у меня ножки». Не знаю, вошло это в фильм или нет», - добавил он.

Также критике историка подверглись другие эпизоды из сценария фильма, которые, по его словам, являются абсурдными с точки зрения исторической науки.

«Александр Третий (папа) и Мария Федоровна (мама) выбирают среди балерин Мариинского театра любовницу для Ники. Сцена, конечно, вообще в принципе не могла быть. Это абсолютно невозможно. Они любили Мариинский театр, любили балет, любили оперу. Но они не выбирали, вы поймите», - сказал он.

Научный руководитель Госархива РФ напомнил, что все предположения о продолжении романтических отношений между наследником и балериной после его свадьбы с Александрой Федоровной не имеют под собой никаких оснований.

«Известно, что после того, как Николай Александрович женился на Александре Федоровне, у него уже не было никаких увлечений. Он был влюблен в нее до беспамятства. Читайте их письма. Читайте дневники Александры Федоровны. Есть их переписка, там выдумывать ничего не надо», - подчеркнул С.Мироненко.

 

Памятник юристу Анатолию Кони открыт после реставрации на Волковском кладбище

Памятник выдающемуся юристу Анатолию Кони открыт после реставрации 14 сентября на Литераторских мостках Волковского кладбища. Событие было приурочено к 90-летию кончины государственного и общественного деятеля, 215-летию образования Министерства юстиции России и 20-летию основания петербургского института-филиала Всероссийского государственного университета юстиции.

Чин освящения и панихиду возглавил епископ Гатчинский и Лужский Митрофан в сослужении настоятеля храма Воскресения Словущего на Литераторских мостках протоиерея Феодора Марковича.

Владыка Митрофан отметил, что Анатолий Кони «душу свою положил за други своя», употребил образование и интеллект на правильное совершение судебного делопроизводства. Он не поддавался ничьему давлению, был истинным слугой правосудия. Дожив до революции, он пережил ее и всегда был востребован. Когда он почил, несмотря на то, что уже было сильное гонение на Церковь, его отпевали восемь священнослужителей и двое диаконов.

Начальник управления Минюста по Санкт-Петербургу Дмитрий Смирнов привел известную цитату: выше закона может быть только правда, выше правды - справедливость, выше справедливости - прощение. Именно этим, по его словам, Анатолий Кони и руководствовался.

Глава Фрунзенского района Валерий Сапожников отметил, что Анатолий Кони был честным и порядочным человеком. Его жизнь выпала на время серьезной смены формации в нашей стране. Достаточно сказать, что он оставался обер-прокурором в 1917 году, это значит, что его гражданская позиция и честность не дали повода ни одному, ни второму, ни третьему строю усомниться в его порядочности. Его парадигма нравственности в судебном делопроизводстве остается чрезвычайно важной.

Благотворитель Грачья Погосян поблагодарил за предоставленную ему возможность принять участие в реставрации могилы, на что он получил благословение митрополита Варсонофия. Как Циолковский в космонавтике, так Кони в юриспруденции был первооткрывателем. Он сделал в жизни все, что мог, и в конце ее мог с полным правом сказать, что ему ни за что не стыдно.

Проректор по научной работе института юстиции Борис Яцеленко назвал Анатолия Кони выдающимся юристом и государственным деятелем, призвав студентов брать с него пример.

Официальные лица и студенты возложили к памятнику цветы.

Проект реализован по инициативе Министерства юстиции РФ на средства фонда Грачьи Погосяна.

 

Слишком многое указывает на подлинность «екатеринбургских» останков - член патриаршей комиссии

Москва. 13 сентября. Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ, член патриаршей комиссии по изучению «екатеринбургских останков» Денис Пежемский, проведя их исследование, склоняется к тому, что они принадлежат семье императора Николая II.

«Еще в 2015 году, до нового этапа экспертиз, я был уверен, что «екатеринбургские останки» не имеют отношения к царской семье. Начиная работу, постарался «отключить» в себе какие бы то ни было точки зрения на этот счет. Сделал над собой усилие, чтобы подойти к вопросу абсолютно нейтрально. У меня не было никаких рабочих версий. Теперь же склоняюсь к тому, что слишком многое указывает: это подлинные останки царственных страстотерпцев и верных им людей», - сказал эксперт в интервью, опубликованном в среду на сайте Сретенского монастыря.

Он выразил надежду, что новая молекулярно-генетическая экспертиза, экспертиза исторических документов, разнообразные криминалистические экспертизы поставят точку в вопросе этой идентификации.

Изначально ученый всерьез рассматривал версию о том, что это захоронение могло быть сфальсифицировано, но когда завершил большую часть работы и сложил все факты, то понял, что для этого нужно было «предпринять совершенно невозможное».

«Чтобы сфальсифицировать весь набор индивидуальных характеристик, включая портретное сходство с членами царской семьи и сопровождавшими их лицами, нужно было феноменально постараться. Генетика в ту пору существовала в самом зачаточном состоянии. Никто не мог бы себе представить, что когда-нибудь будет возможна молекулярно-генетическая экспертиза и каковы будут ее возможности», - заметил он.

Кроме того, Д.Пежемский выразил мнение, что если будет принято экспертное и соборное решение о том, что эти останки принадлежат семье убиенного императора, членам его семьи и сопровождавшим его лицам, то «вполне справедливо», чтобы именно на Ганиной Яме стоял монастырь, посвященный им.

«Думаю, там в земле до сих пор есть мелкие косточки, рассеянные вокруг места этих страшных событий», - обосновал он выбор места.

 

«Возрастать в вере и единомыслии»

День перенесения мощей святого Александра Невского отметил Санкт-Петербург.

Городской и церковный праздник - День перенесения мощей  святого благоверного великого князя Александра Невского - прошел в Санкт-Петербурге 12 сентября. Торжества в честь небесного покровителя северной столицы начались с богослужений в храмах.

Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Верийский, Наусский и КампанийскийПантелеимон (Элладская Православная Церковь), архиепископ Петергофский Амвросий, епископы Царскосельский Маркелл, Нарвский и Причудский Лазарь, Гатчинский и Лужский Митрофан, Армавирский и Лабинский Игнатий, Анадырский и Чукотский Матфей, а также настоятель протоиерей Павел Красноцветов с клиром.

Среди молящихся были вице-губернаторы Игорь Албин и Константин Серов, спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, депутаты Госдумы Игорь Дивинский, Виталий Милонов, другие представители органов власти.

По окончании богослужения архиереи и сослужившее им духовенство возглавили молитвенное шествие по Невскому проспекту от Казанского собора к площади Александра Невского.

По главной магистрали города были пронесены Казанская икона Божией Матери и доставленный накануне в Санкт-Петербург из Греции образ Пресвятой Богородицы «Панагия Сумела».

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Божественную литургию возглавил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий. Его Преосвященству сослужили епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, братия лавры и духовенство.

После богослужения малый крестный ход с мощами святого Александра Невского проследовал к площади перед монастырем, где по встрече двух молитвенных шествий был отслужен молебен, который возглавил митрополит Варсонофий.

Владыка поздравил собравшихся с праздником и произнес архипастырское слово.

«Этот праздник соединяет историю и современность, наши земные заботы с вечными ценностями, - сказал митрополит. Мощи святого Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург не случайно, - продолжил архипастырь. - Основные вехи его жизни, которая стала примером служения Богу и народу, связаны с северо-западными рубежами Отечества. Святой князь сохранил не только самостоятельность раздробленных и ослабленных княжеств, но и то, что являлось для каждого русского человека силой, помогающей жить и преодолевать невзгоды, - православную веру. Именно она стала основой, которая объединяла народ в тяжелейших условиях истории бытия нашей страны».

«Александр Невский остался в истории не только великим государственным деятелем, но и святым, прославленным Церковью. В этом еще одна причина его особого почитания как героя нашей страны, поставившего стремление к святости целью жизни. Согласно Евангелию, героем является человек, жертвующей жизнью ради блага других, а не тот, кто жертвует другими ради самого себя. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - говорит Иисус Христос. Благоверный князь жизнью и делами явил именно такой пример, вдохновляющий многие поколения жителей нашей страны до сегодняшнего дня. И воплотил он его, будучи человеком светским, политиком и военачальником. Для достижения святости он не уходил в пустыни и леса, не давал обеты молчания и постничества - он стяжал в себе «дух мирен», исполняя евангельские заповеди, всем сердцем возлюбив Бога».

Правящий архиерей подчеркнул, что жизненный пример святого великого князя особенно важен в столетнюю годовщину трагических событий, потрясших Отечество. Тогда предлагался новый, коммунистической «идеал» человека, который мог бы изменить мир собственной силой, отвергая помощь Божию. Последствия той ошибки мы до сих пор исправляем.

Владыка пожелал соотечественникам, вдохновляясь жизнью святого Александра Невского, «возрастать в вере и единомыслии, совершая труды на благо Отечества и родного города с усердием и жертвенностью».

«В годы правления святого Александра Невского на долю Отечества выпали тяжелейшие испытания: междоусобные распри, внешняя агрессия поставили страну на грань выживания, - сказал губернатор Георгий Полтавченко. - Мы могли потерять свою территорию, но главная опасность заключалась в том, что мы могли потерять свою духовную идентичность, а значит, просто перестать быть единым русским народом. Великий полководец, мудрый государственный деятель, замечательный дипломат нашел единственно правильный путь, благодаря которому страна выстояла, победила и сохранила православную идентичность. Его многочисленные потомки следовали этим курсом и создали могущественное государство, которое уважают и чтут во всем мире. Государство, которым мы гордимся. С Невской землей, с северо-западом России были связаны годы служения Отечеству князя Александра Невского. Тем же путем, что и он, шли другие наши руководители, в том числе император Петр Великий, который основал Санкт-Петербург, который в Северной войне победил самую мощную в те времена державу Европы. Скоро мы будем отмечать 800-летие со дня рождения великого князя. Желаю нашему великому городу процветания, его жителям - многолетия. Будущее нашего города и страны - великое, ведь с нами - святой Александр Невский!»

«Все мы здесь сегодня стоим, как одно целое, объединенные одной верой, - отметил спикер Заксобрания Вячеслав Макаров. - И в этом единении заключается великая мощь России, которая позволяет преодолевать любые трудности и невзгоды. Все мы - дети великой России, ее тысячелетней истории, и именно на нас ложится колоссальная ответственность за судьбу России. У России своя, особая миссия. Великое предназначение России в том, чтобы решать задачи, которые не по силам ни одной стране в мире. Россия - миродержавная сила, последняя надежда Бога на планете Земля. Вот почему Господь незримо ограждает Россию от недругов, бережет ее малый мир для спасительного исхода, чтобы сохранить Россию в ее небесном и земном измерении. И мы должны помнить это и понимать: там, где вера православная, там всегда победы».

Глава петербургского парламента напомнил о событиях столетней давности, которые ввергли страну в пучину Гражданской войны: «Дети восстали против родителей, брат пошел на брата. Все последующие испытания, которые выпали на долю нашего народа, случились из-за того, что была разрушена великая держава, что убили царя и его детей, а люди прониклись воинствующим безбожием. С нами Бог и вера православная! «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю», - сказал преподобный Иринарх, затворник Ростовский. Именно авторитет царя позволял быть непобедимой нашей державе - России. И вот, стоим здесь все мы, в Санкт-Петербурге, городе святого апостола Петра, город, который должны оставить потомкам великим православным городом. С нами - Бог, вера православная и великий святой земли Русской».

Почетный президент клуба кавалеров ордена Александра Невского контр-адмирал Анатолий Климов напомнил, что праздник 12 сентября в городском масштабе был возрожден по инициативе клуба: в 1996 году петербуржцы после 80-летнего перерыва вышли на площадь Александра Невского. Клуб ходатайствовал и об учреждении нового ордена Александра Невского (в прежней формулировке он присуждался за выдающиеся воинские заслуги - ред.). В 2010 году новая награда была учреждена. Сейчас в городе 13 новых кавалеров ордена, награжденных за трудовые победы.

Учащиеся школ, носящих имя святого Александра Невского, преподнесли цветы кавалерам ордена. К могилам кавалеров ордена на Никольском кладбище лавры военнослужащие и школьники возложили цветочную гирлянду.

В заключение состоялось прохождение роты почетного караула и военного оркестра. На площади выступил камерный хор под управлением Николая Корнева.

Прямую трансляцию торжеств вел ТК «Санкт-Петербург». Их комментировал и.о. проректора по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин.

 

В Новгородском храме XIV века, где раньше находился ресторан, отслужили первую за полтора столетия литургию

Великий Новгород. 12 сентября. Митрополит Новгородский и Старорусский Лев в понедельник отслужил первую службу в храме XIV века, где в течение десятилетий находился ресторан, сообщает митрополия.

«Митрополит Лев совершил Божественную литургию в храме Покрова Новгородского кремля. Это было первое богослужение с момента закрытия церкви. Митрополит отметил, что совсем недавно церковь Покрова Богородицы была местом гуляний и пиршеств. Но милостью Божией храм снова стал домом молитвы», - говорится в сообщении.

Отныне службы в этой церкви станут регулярными. Следующее богослужение состоится 14 октября - в день Покрова Богородицы, который является для храма престольным праздником.

Церковь Покрова Богородицы была основана в 1305 году. Храм неоднократно перестраивался. В начале XIX века церковь стала храмом женской тюрьмы. В шестидесятых годах того же века в церкви обустроили губернский архив.

В годы Великой Отечественной войны храм получил значительные повреждения. После реставрации в шестидесятых годах прошлого века здесь находился ресторан «Детинец». 12 марта 2013 года храм был возвращен Церкви.

 

День трезвости прошел в Санкт-Петербурге

В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября, в храмах епархии после литургии был отслужен молебен о страждущих недугом винопития и наркомании, а также было зачитано послание Святейшего Патриарха Кирилла.

«Трезвость в широком смысле слова можно понимать как способность правильно оценивать происходящее и внутри нас и во вне. Именно трезвый взгляд на вещи помогает нам делать правильный жизненный выбор, выстраивать добрые отношения с родными и близкими, с окружающими нас людьми», - сказано в послании.

По словам Предстотеля, «день трезвости призван помочь человеку, находящемуся в жестоком плену винопития и иных пагубных зависимостей, задуматься о своей жизни и встать на путь исправления, обрести истинную свободу и радость жизни, которая невозможна без исполнения заповедей Божиих».

В храмах епархии, где сугубо оказывается помощь алко- и наркозависимым, был отслужен молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». По традиции желающие принесли обет трезвости.

День трезвости был восстановлен в России решением Священного Синода в 2014 году спустя 100 лет. Первое его празднование состоялось в 1911 году в Санкт-Петербурге, а ежегодно его начали отмечать с 1914 года. В России в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. Сейчас в стране действуют более 500 православных организаций - реабилитационных центров, обществ, братств и групп трезвости, помогающих алкозависимым и их родственникам.

 

Фестиваль «Невские звоны» прошел в Санкт-Петербурге

III Международной фестиваль колокольного искусства «Невские звоны» прошел в Александро-Невской лавре 10 сентября, накануне торжеств в день перенесения мощей  святого благоверного князя Александра Невского. Организаторы - Александро-Невская лавра и Международный центр колокольного искусства.

Свое мастерство продемонстрировали на северной колокольне Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры и на малой звоннице лучшие звонари России, Украины, Белоруссии и Финляндии.

Гостей фестиваля созывал звон 18-тонного колокола «Александр Невский».

С приветственным словом по благословению наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария выступил иеромонах Прокопий (Павлов).

«Поздравляю вас с замечательным событием в истории нашего города и нашей светлой обители! - сказал он. - В третий раз здесь собираются мастера колокольного искусства, которое дается человеку как дар Божий. Не каждый человек может извлечь из колокола красивый звук. В фестивале участвуют наши друзья из Белоруссии, Литвы, Финляндии и, конечно же, русские мастера. Желаю всем по-настоящему прочувствовать песнопения, которые исполнит наш архиерейский праздничный хор под управлением иеродиакона Александра (Урбановича). Все исполнители, которые выступят перед вами и на звоннице, и на сцене, готовились, волновались, и я прошу вас горячо поддерживать их. Дай Бог, чтобы ваши души насладились радостью колокольных звонов. Они будут очень разными, но все подарят нам доброе и хорошее настроение».

Отец Прокопий пригласил участников и гостей фестиваля на крестный ход 12 сентября. Он предложил, по традиции, начать фестиваль молитвой; все спели «Царю Небесный».

Открыло фестиваль выступление Архиерейского праздничного хора Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, который исполнил стихиру из службы святому благоверному князю Александру Невского (музыка Василия Фатеева) и «Хвалите имя Господне» (музыка Максима Котогарова).

«Проведение фестиваля стало доброй традицией для лавры, города и всей России, - сказал руководитель Международного центра колокольного искусства, автор возрождения звонов Александро-Невской лавры и Исаакиевского собора Андрей Дьячков. - Идея принадлежит владыке Назарию. К 300-летию монастыря была восстановлена звонница, обе колокольни лавры обрели свои исторические колокола. Звонницы так устроены, что даже молодые звонари легко управляются с ними».

Зрителям показали документальный фильм о процессе изготовления колоколов и о подъеме колокола «Александр Невский».

Бессменный ведущий фестиваля иерей Анатолий Першин рассказал, что, по преданию, в первые века христианства один епископ в Италии во сне увидел звонящие колокольчики, и именно с тех пор появились в храмах колокола.

На нынешнем фестивале многое было впервые. Например, впервые на большой колокольне выступили юные звонари: до этого дети выступали только на малой звоннице. Братья Ярослав и Иван Пугачевы, одиннадцати и двенадцати лет, продемонстрировали «Московский праздничный трезвон» и «Покровский звон». Их отец Алексей Пугачев, звонарь московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне, руководитель школы звонарей «Колокольный град», студент МДА, показал на малой звоннице «Перезвон над Городней».

Выступления на большой звоннице транслировались на экране. Когда выступали на малой звоннице и на сцене, на экране демонстрировался видеоряд - фотографии храмов из разных городов, посвященных Александру Невскому.

Также впервые на фестивале колокола выступили не соло, а аккомпанируя древнейшему армянскому духовому инструменту дудуку. Музыкант-мультиинструменталист Виталий Погосян и сотрудник Международного центра колокольного искусства, звонарь Спасо-Преображенского собора Иван Суханов исполнили музыкальную композицию «Молитва» и литературно-музыкальная композиция «Мама»; стихи читал иерей Анатолий Першин.

На сцене прозвучали песни в исполнении лауреата первой премии фестиваля «Невские купола» и международных конкурсов Сергея Зыкова, лауреатов международных конкурсов Сергея и Натальи Русановых,  обладателя Гран-при фестиваля «Невские купола» и лауреата международных конкурсов Анны Абикуловой. Темой всех песен стали колокольных звон и любовь к России. Выступил со своими песнями и иерей Анатолий Першин - известный в Санкт-Петербурге автор-исполнитель.

Гусельный мастер Александр Теплов, выпускник дирижерского факультета Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова, предваряя свое выступление, рассказал что на Руси гусли издревле называли «малой звонницей», придавали им эпитеты «звончатые, колокольчатые». Это не случайно: на гуслях часто имитировали колокольный звон, если храм в результате нашествия врагов был разрушен. «Раньше народы назывались «языки», - добавил Александр, - и у колокола есть язык. Мы идем вслед нашим предкам. Народное искусство говорит нам о нашем высоком предназначении, и гусли - тоже часть нашего языка. Самые ранние гусли, найденные при раскопках, датируются XI веком, сохранилось множество изображений этого инструмента. Гусли были на Руси всегда».

Еще один необычный инструмент прозвучал на фестивале - электроарфа. Ольга Максимова исполнила собственные композиции, в том числе «Возле моря», посвященную святителю Николаю Чудотворцу.

Как отметил иерей Анатолий Першин, отличительной особенностью фестиваля стало участие большого количества женщин-звонарей. В этом году свое искусство продемонстрировали Мария Теплякова из Суздаля, Ольга Потапова из Вильнюса, Дарья Донская из Хельсинки, Наталья Ермолина из Екатеринбурга, Ольга Терешина из Клина - исполненный ею звон носил необычное название «Московский вальс колоколов». Обычно звоны называются в честь престольного праздника того или иного храма и монастыря.

Мария Теплякова, звонарь суздальского храма Успения Божьей Матери на Княжьем дворе, выступила и на сцене: играла на гуслях, пела, читала свои стихи в дуэте с петербургским музыкантом, певицей, исполнительницей русского духовного стиха УльянойАнгелевской.

В программе прозвучали звоны из Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова, Ижевска, Святогорской лавры из Украины (Донецк), Покровского женского монастыря из города Толочина в Белоруссии и, конечно, из Санкт-Петербурга. Андрей Дьячков и Иван Суханов исполнили звон Александро-Невской лавры, звонари и алтарники храма Преображения Господня из поселка Тярлево Николай и Серафим Покрамовичи - Преображенский звон, старший звонарь Феодоровского собора Владлен Пигарев - Феодоровский звон.

После завершения концертной программы все желающие смогли попробовать свои силы на мастер-классах, которые давали мастера колокольного звона.

Затем в исполнении звонарей Александро-Невской лавры Константина Майорова и Георгия Кульбачного прозвучал Свято-Троицкий звон, пригласивший всех на службу в главный храм Александро-Невской лавры.

 

День памяти и скорби отметили в Царском Селе

В духовно-просветительском центре Царскосельского благочиния при храме преподобного Сергия Радонежского 9 сентября прошла встреча с членами районного отделения организации «Жители блокадного Ленинграда».

Клирик Софийского собора иерей Иоанн Марченко отслужил панихиду по погибшим.

Затем в кафе «Буфетъ» учащиеся вокального класса солистки Мариинского театра Ирины Васильевой исполнили песни военных лет, прочитали стихи о войне и блокаде.

Прихожане Софийского собора и храма Сергия Радонежского постарались создать душевную, домашнюю атмосферу.

Председатель районного отделения блокадной организации Майя Семенова поблагодарила организаторов встречи.

«Вы дали нам возможность в эти памятные дни в прекрасном храме преподобного Сергия Радонежского помолиться об усопших, о тех, кто не пережил то страшное время. Нас встречают здесь, как родных, дарят тепло сердец. Спасибо чудесным молодым исполнителям за их талант и неравнодушие!»

Каждый блокадник получил в подарок от Царскосельского благочиния Евангелие от Марка с комментариями протоиерея Алексия Уминского и набор молочных продуктов от фермерского хозяйства « Поги».

 

Более половины москвичей одобряют строительство православных храмов - опрос

Москва. 8 сентября. Строительство храмов относится к числу инициатив московских властей, которые пользуются наибольшей поддержкой жителей, свидетельствуют результаты опроса, проведенного специалистами «Левада-Центра».

По данным исследования, строительство новых православных храмов одобряют 58% жителей столицы. Кроме того, 70% одобрили введение городского велопроката, 63% - работы по благоустройству города, по 54% - массовый снос киосков и павильонов у метро и остановок, а также программу реновации. Меньше всего москвичам импонирует введение платных парковок в центре города (эту меру одобрили 29%).

Отвечая на вопрос, чего им больше всего не хватает в городе, москвичи говорят о чистом воздухе (49%), туалетах (40%) и парковках для автомобилей (34%). Больше воды, фонтанов хотят 22%, мест для гуляний, развлечений - 13%, магазинов для повседневных покупок - 10%, гаражей - 9%.

Опрос проведен 23-31 августа по репрезентативной выборке населения Москвы среди 506 человек в возрасте 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 6,6%.

 

Митрополит Варсонофий побеседовал с православными добровольцами

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий принял 7 сентября в епархиальном рабочем кабинете группу православных добровольцев во главе с председателем отдела по делам молодежи протоиереем Константином Головатским.

Правящий архиерей высоко оценил помощь добровольцев в период принесения в Санкт-Петербург мощей святителя Николая. В ходе беседы шла речь о развитии добровольческого движения в епархии.

Владыка преподал архипастырское благословение на дальнейшие труды участникам встречи и подарил им на молитвенную память образки святителя Николая.

Добровольческая служба «молодежного» отдела была создана для поддержки церковно-государственных мероприятий. После обучения навыкам и умениям этого служения, включающим миссионерские аспекты, волонтеры оказывают помощь в проведении массовых акций. Впервые такая помощь была оказана при проведении крестного хода в праздник Сретения Господня и Международный день православной молодежи 15 февраля 2014 года.

 

Уникальный новгородский храм XII века укрыли от непогоды стеклянным куполом

Великий Новгород. 5 сентября. Реставраторы укрыли стеклянным куполом часть уникальной новгородской церкви Благовещения на Рюриковом городище, сообщили во вторник «Интерфаксу» в петербургской компании «Ренессанс-реставрация», выступившей генподрядчиком ремонтно-восстановительных работ.

«Площадь витражного «фонаря», смонтированного на металлическом каркасе, составила около 90 квадратных метров. Эта защитная конструкция как своеобразный «зонтик» укроет от непогоды помещения храма и экспозицию, которая впоследствии появится в них. Кроме этого, благодаря прозрачному «фонарю» в здание будет попадать солнечный свет», - сказал собеседник агентства.

Реставрационные работы, начавшиеся в 2016 году, предполагается завершить в течение двух ближайших месяцев. «Мы надеемся, что благодаря подсветке церкви ее будет видно из Великого Новгорода, то есть с расстояния в несколько километров», - добавил реставратор.

Церковь Благовещения была построена на берегу реки Волхов в 1103 году. В XIV веке по повелению великого князя Симеона Гордого храм частично разобрали, а на его руинах построили новую церковь. В годы Великой Отечественной войны памятник получил значительные повреждения.

На комплексные ремонтно-восстановительные работы в церкви Благовещения были направлены 122 млн. рублей из средств Международного банка реконструкции и развития. Еще 5 млн. рублей на благоустройство территории вокруг храма и на создание в нем музейной экспозиции выделил Новгородский государственный музей-заповедник.

 

Видеогид для глухих по экспозиции о православии представил ГМИР

Видеогид на русском жестовом языке по экспозиции «История русского православия» представлен 4 сентября в Госуд

арственным музее истории религии. Проект подготовлен в рамках адаптивной программы для детей с нарушением слуха, реализуемой с 2015 года. Она направлена на преодоление их социальной изоляции.

Приветствуя гостей, директор музея Любовь Мусиенко отметила, что видеоряд с субтитрами на жестовом языке, размещенный на платформе и доступный для бесплатного скачивания, позволит людям с нарушением слуха самостоятельно знакомиться с экспозицией, не нуждаясь в сопровождении сурдопереводчика.

Директор вручила благодарственное письмо руководителю координационного центра по работе с глухими и слепоглухими при ОЦБСС, настоятелю храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ иерею Димитрию Симонову. Он отметил, что у таких проектов есть перспектива.

«Для Санкт-Петербурга музейное пространство - органичное и интересное, как и библиотеки. Символично, что наша встреча проходит в библиотеке музея. С другой стороны, музей - хорошая площадка для диалога. В обществе много стереотипов, связанных с религией, даже с самой распространенной Русской Православной Церковью. Ликбез нужен всем. Когда он так профессионально, качественно и вдумчиво подготовлен для неслышащих людей, можно только порадоваться».

Священник добавил, что часто люди, интересующиеся православием, боятся войти в храм, а пространство музея дает им свободу. Как следствие, у человека появится больше вопросов и желание делать дальнейшие шаги в этом направлении.

Была отмечена участница проекта, прихожанка храма апостолов Петра и Павла Светлана Чанышева. Она - глухая от рождения и, по словам отца Димитрия, важно, что проект осуществлял такой же человек, как и те, для кого он создан. Светлана - практикующая православная христианка. Когда она рассказывает о святом Серафиме Саровском или Казанской иконе Божией Матери, она говорит о том, что является частью ее жизни.

Благодарственное письмо было вручено и руководителю школы жестового языка «Образ» при храме апостолов Петра и Павла Денису Заварицкому, оказавшему методическую помощь в реализации проекта. Он отметил, что данный музей не самый большой и известный, но стал первым осуществившим этот проект, что символично, потому что религиозные вопросы - самые важные для человека: «Есть ли Бог? Если есть, как жить с этим знанием, ощущением, верой? Если мы поможем глухому об этом задуматься, это прекрасно“.

Сотрудник сектора музейной инклюзии Юлия Вдовиченко показала, как работает аудиогид. В нем есть и звуковая дорожка. Если в музей придут глухой и слышащий, они могут осматривать экспозицию вместе. Видеогид доступен для скачивания вне музея, и все, кто не живет в Санкт-Петербурге, могут ознакомиться с экспозицией.

В презентации приняла участие группа слабослышащих и глухих, в том числе студенты межрегионального центра реабилитации в Павловске.

Проект реализован при поддержке благотворительного фонда «Православная инициатива».

 

Состоялось вручение первого в новейшей истории России признанного государством диплом кандидата теологии

Москва. 4 сентября. Митрополит Волоколамский Иларион вручил первый в истории РФ признанный государством диплом кандидата теологии протоиерею Павлу Хондзинскому.

«Мы прошли очень большой путь, прежде чем это стало возможным, потому что долгие годы светские ученые говорили о том, что теология - это никакая не наука, потому что вообще тот, кто в Бога верит, не может считаться ученым. (...) Я сегодня рад вручить этот первый в истории нашего государства диплом протоиерею Павлу Хондзинскому, которого он удостоен за диссертацию, посвященную святителю Филарету Московскому», - сказал митрополит на торжественной церемонии.

Поблагодарив за вручение диплома, отец Павел выразил надежду, что это событие подводит черту под бурной историей его защиты и начинает новую «историю полноправного и полнокровного развития богословской науки в общем пространстве гуманитарных наук».

1 июня 2017 года в объединенном диссертационном совете, созданном приказом министерства образования и науки РФ на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, МГУ и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, состоялась первая защита диссертации по специальности «теология». По итогам защиты работы на тему «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского»диссовет принял решение присудить протоиерею Павлу Хондзинскому ученую степень кандидата теологии.

 

Фестиваль «Евангелие - в каждый дом!» прошел у Казанского собора

Фестиваль «Евангелие - в каждый дом!», организованный миссионерским отделом, состоялся 3 сентября у Казанского кафедрального собора. Волонтеры бесплатно раздавали петербуржцам и гостям города экземпляры Святого Евангелия, листовки вероучительного содержания, приглашения на богослужения и занятия в воскресных школах, православные газеты.

Приветствуя гостей, руководитель культурно-просветительского центра Казанского собора протоиерей Михаил Шастин рассказал о важности Священного Писания:

«Это само Слово Бога, обращенное ко всем последователям. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12-13). Слово, прочитанное в Священном Писании, проникает подчас в самые глубины сердца человека, где находит силы и возможности, приводящие человека к Богу».

Председатель миссионерского отдела протоиерей Георгий Иоффе объяснил гостям, зачем нужно читать Евангелие, ходить в храм Божий.

«Мы организовали этот праздник, чтобы поделиться евангельской радостью, показать, что Бога можно славить не только внутри храма во время богослужений, но и через музыку, пение, стихи - через всю человеческую культуру. Люди, которые сегодня исполняют произведения искусства, делают это для Бога и людей, то есть славят Бога и дарят радость ближним», - сказал отец Георгий.

Миссионерская инициатива сопровождалась концертным марафоном, участники которого выступали на благотворительной основе. Программа была разнообразной: от оперных арий до бардовских песен. Выступили 30 артистов и музыкальных коллективов. Среди них - певицы Сюзанна Аракелян, Ирина Сагадатова, Инесса Новик, Валерия Чистова, исполнитель игры на классической гитаре Анатолий Изотов, Александр Копылов из Мшинского хора, заслуженный артист России, солист театра «Рок-опера» Владимир Дяденистов, вокалист рок-группы «Август» Павел Колесник, группы «Пульс вечности», «Лунный пес». Прозвучали стихи известных поэтов и авторские произведения.

Настоятель храма святителя Василия Великого в Осиновой Роще иерей Анатолий Першин и диакон Александро-Невской лавры Сергий Учанейшвили через свое творчество обратились к слушателем со словами проповеди.

«У миссии может быть много образов, - отметил отец Георгий. -Мы нашли интересную и живую форму миссионерства - через искусство. Поводом для фестиваля послужила раздача книг Святого Евангелия, которые предоставило издательство «Сибирская благозвонница». За две акции - в июле и сентябре - мы раздали 4500 экземпляров. Планируем с Божией помощью продолжить это начинание. Фестиваль вызвал живой интерес у горожан и туристов, в течение всего дня люди присоединялись к празднику и тепло встречали артистов. Мы получили хороший отклик, потому что события такого рода всегда сопровождаются живым человеческим общением, люди имеют возможность подходить к артистам, миссионерам и беседовать с ними. Это прекрасный миссионерский повод для общения и налаживания контактов, чтобы семечко Слова Божиего упало в сердце собеседника, и надо молиться, чтобы оно проросло и дало плод».

 

Церемония принятия присяги прошла в Военной академии связи

Более 500 первокурсников Военной академии связи и солдаты научной роты приняли присягу, кадеты первой в России  школы IT-технологий дали торжественную клятву 2 сентября.

Как отметил начальник академии генерал-лейтенант Сергей Костарев, стоящие в строю на деле доказали, что они достойны называться настоящими защитниками Отечества. Этому предшествовали вступительные испытания, пройденный курс общевойсковой подготовки.

Кандидаты для поступления прибыли из 81 субъекта России, среди юношей и девушек более двухсот человек окончили школу с золотой медалью, многие имеют спортивные разряды.

«Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. В различные периоды истории воинская клятва называлась по-разному, но суть ее всегда оставалась одна: обещание защищать Родину, не щадя своих сил и самой жизни. В тексте присяги не много слов, но  них заложен глубокий смысл. Каждый воин, принимая ее, берет на себя высокие обязательства, их исполнение составляет смысл воинской службы», - сказал Сергей Костарев.

Первый заместитель начальника Главного управления связи ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Воропаев добавил, что слова присяги для военнослужащего становятся нравственным ориентиром во всей дальнейшей службе: «Для чести курсанта, а тем более офицера, соблюдение требований присяги является внутренней потребностью, велением сердца и разума. Во время учебы в академии надо стремиться, чтобы нахождение здесь у вас и ваших родственников вызывало чувство гордости, удовлетворения за достойно выполненный долг перед Отечеством».

С напутственными словами перед военнослужащими выступил заместитель председателя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, помощник начальника академии по работе с верующими военнослужащими иеромонах Леонид (Маньков).

«Хотелось бы процитировать принявшим присягу слова министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу: «Вы вступили в семью, которая называется «армия России». Преподобный Сергий Радонежский, во имя которого на территории академии будет строиться храм, завещал: «Любовью и единением спасемся». Об этом же говорил и  святой Викентий Леринский:  «В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь». В стенах этого вуза вам предстоит обрести единение в воинском коллективе, любовь к своей стране. В каждой семье сложились свои традиции и порядки, география вашего призыва обширна, вы все - носители различных субкультур, и вам предстоит здесь найти ключ к взаимопониманию, чтобы ваш коллектив был единым, сплоченным и в нем царила всегда любовь. Помощи Божией в вашем служении России!»

По завершении торжественной церемонии отец Леонид благословил личный состав академии и окропил всех святой водой. Затем состоялись выступления оркестра академии, роты почетного караула и коллектива барабанщиков.

 

Состоялся семинар по правилам участия в грантовых конкурсах

Семинар по условиям и правилам участия в грантовых конкурсах состоялся 1 сентября в Бирюзовом зале епархиального управления. Вела семинар методист-консультант Международного конкурса «Православная инициатива» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталья Грохольская.

Наталья Грохольская рассказала, что с 16 августа начат прием заявок на конкурс президентских грантов, а 1 сентября стартует новый конкурс «Православная инициатива». Она обратила внимание на методические рекомендации, опубликованные на сайтах конкурсов, а также проанализировала типичные ошибки заявителей.

Главный принцип при составлении заявки, по словам Натальи Грохольской, - «писать все честно». Бесполезны рекомендательные письма, что такая-то организация - «хорошая», нужны письма от партнеров, которые будут поддерживать проект.

Важнейшая составляющая заявки - бюджет. Ведущая подчеркнула, что при оценке бюджета проекта эксперты будут обращать внимание на реалистичность бюджета и обоснованность расходов, соотношение планируемых расходов и ожидаемых результатов проекта, достижимость таких результатов.

Наталья Грохольская вручила руководителю театра «Странник» Владимиру Уварову грамоту от оргкомитета конкурса «Православная инициатива» за осуществление одного из проектов - победителей конкурса 2015/2016 года «Православный театр - в детские дома, тюрьмы и дома престарелых и ветеранов».

Наталья Грохольская рассказала, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обеспокоен снижением образа святого государя Николая Второго в нашумевшем фильме Алексея Учителя «Матильда». Участники семинара предложили организовать благотворительный концерт, посвященный последнему российскому императору.

Прием заявок на конкурс «Православная инициатива» завершится 23 октября.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить