ДЛЯ БЛИЖНЕГО КРУГА

В дореволюционной России домовым храмом   было никого не удивить. В советское время абсолютно все они были закрыты, помещения их приспособили под самые разнообразные нужды. Когда закончилась эпоха гонений, домовые храмы стали возрождаться, но их существование рождает много вопросов. Если в учреждении пропускная система, доступ в храм ограничен — кто же будет в него ходить? Простых прихожан больше привлечет отдельно стоящее здание, к тому же очень часто о том, что в учреждении есть домовый храм, снаружи не говорит абсолютно ничего. Для чего нужны и как функционируют домовые храмы в Петербурге, рассказывают их настоятели,

 текст татьяна кириллина

 

ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ

 

 

- Синоним слова «дом»  -  семья, так что, можно сказать, домовый храм — это семейный храм,— го­ворит протоиерей Владимир Со­рокин.— Православная Церковь говорит о том, что семья — это ма­лая церковь, а идеал отношений между людьми  - семейные отно­шения, недаром про хорошие отно­шения на работе говорят: «Мы как одна семья». Произошла револю­ция — сменились ценности, семью разрушили, после революции про­пагандировали вседозволенность. «Семью» сменил «коллектив», а кол­лектив — это нечто, не предпола­гающее родства. Поэтому неуди­вительно, что все домовые храмы были уничтожены. Сейчас наше общество потихоньку возвраща­ется к традиционным ценностям. Церковь стремится к тому, чтобы была семья и чтобы отношения между людьми были нормальными. Одним из первых возрожденных домовых храмов в нашем городе стал храм преподобного Макария Египетского в Горном университете. В 1990-е протоиерей Владимир Со­рокин был ректором Духовной ака­демии, а Совет ректоров Санкт-Пе­тербурга возглавлял ректор Горного университета Николай Проскуря­ков. Они стали общаться, даже дру­жить семьями.

- Когда Николай Максимович скончался, меня попросили его отпеть, он был верующим,— расска­зывает отец Владимир.— Похоро­нили торжественно, я пригласил хор студентов Духовной академии. Помощником ректора был в то время Владимир Литвиненко, с ним я тоже общался. На поминках выра­зил ему благодарность, что он много помогал покойному, а руководство расценило это как некий знак, вроде как я его благословляю,— и они его избрали ректором. Но это было пра­вильное решение: 25 лет прошло, недавно его избрали на пятый срок.

Отец Владимир предложил но­воизбранному ректору возродить храм, тот воодушевился. В совет­ское время помещение храма ис­пользовалось как спортзал. Ректор построил новый спортзал с велико­лепным бассейном, нашел спонсо­ров и возродил храм, и убранство его сейчас даже богаче, чем до рево­люции.

- Но храм стоял пустой, пять-шесть человек придут на богослу­жение — и всё,— вспоминает отец Владимир.— Раз в неделю в полдень совершается молебен, он прихо­дится на перерыв, но прийти могут только те, кто читает лекции или учится в соседних аудиториях.

Традиционная проблема храма при вузе — если вход свободный, ходят туда не студенты, а жители близлежащих домов: верующий студент пойдет в храм по месту жи­тельства, в воскресенье никто сно­ва не поедет в университет. А если в вузе пропускная система, храм пустует. Как же решил эту проблему отец Владимир?

— Для чего нужен храм? Для преемства поколений, чтобы сохранять молитву о наших пред­шественниках,— убежден настоя­тель.— Не случайно храм строится в память чего-то и кого-то: святой жил больше тысячи лет назад, а хра­мы ему стоят, и память сохраняется. Мы решили издать брошюрку про храм. Там ведь уникальные иконы, сделанные из уральских камней, нигде таких нет. В советское время они в подсобке под лестницей хра­нились. Мы с помощниками сдела­ли синодик для храма: вычислили за всю историю университета по­чти всех студентов, около шести­десяти тысяч человек, почти всех преподавателей. К юбилею Горного университета, надеемся, список бу­дет полным, работа идет; готовится к изданию альбом «Служение и па­мять». Мы поминаем за богослуже­нием всех, чья память приходится на эту неделю; есть и пострадавшие в годы репрессий. На основе сино­дика сделали календарь на каждый день, и имена тех, чья память от­мечается в этот день, публикуются на сайте http://makaryvgornom.ru/. Таким образом всем учащим и учащимся мы преподаем историю университе­та в лицах.

 

ГОВОРИТЬ

С СОВРЕМЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Протоиерей Владимир Сорокин -настоятель еще одного домового храма, Спаса Нерукотворного Об­раза в Зимнем дворце. Прежний на­стоятель вступил в конфликт с ди­рекцией музея, поскольку требовал, чтобы храм стал приходским: еже­дневные богослужения, крещения, венчания, отпевания.

- Но это же совершенно невоз­можно, представьте только: музей, посетители  -  и вдруг покойника несут! — говорит отец Владимир.— Директор Эрмитажа Михаил Пиот­ровский был крайне этим раздра­жен и даже готов вообще запретить богослужения. Я тогда был благо­чинным и попросил владыку Влади­мира назначить меня настоятелем. Для меня не было секретом, что многие сотрудники Эрмитажа про­тив нас настроены. Я и моя помощ­ница Екатерина Михайловна стали думать: как говорить с современ­ным человеком, а главное — о чём? О Боге, Церкви люди не очень хо­тят слушать. Даже у апостола Пав­ла был эпизод: он пришел в арео­паг, стал беседовать с философами, а они ему говорят, что послушают его в другой раз.

Когда Эрмитаж стал готовиться к празднованию 250-летия, отец Владимир снова решил обратиться к теме исторической памяти.

- Мы поставили себе цель -на основании архивных данных и с помощью верующих сотруд­ников музея выявить всех, кто ра­ботал в Эрмитаже за эти 250 лет. Поскольку это не просто музей, но и царская резиденция, мы за­одно включили в список всех правителей страны, а также тех, кто бывал у царя на приеме — в общем, всех, кто мог молиться в храме при Зимнем дворце.

В этот синодик были включены также предстоятели Русской Пра­вославной Церкви  —  91 человек, правящие архиереи Санкт-Петер­бургской епархии — тридцать че­ловек, 12 настоятелей храма, кли­рики —46 священнослужителей, 34 диакона, восемь чтецов. Список имен пополнили градоначальники, архитекторы Эрмитажа, директора, канцлеры Российской империи, ми­нистры и сотрудники министерств, те, чьи портреты висят в Военной галерее Зимнего дворца, члены Сената - 1680 человек. Причем в синодике не просто перечислены имена, а даны портреты людей, их краткие биографии.

- В нашем эрмитажном сино­дике около пяти тысяч человек. Я пришел к Пиотровскому, пока­зал — он ахнул. Сотрудники тоже оценили. Правда, некоторые гово­рили: «Зачем мы меня включили без моего ведома?» Я отвечал: «Ладно, вычеркнем вас!» — «Ой, не надо вычеркивать!» — смеется отец Влади­мир.— Мы сделали красивую книгу, под золото, но главная особенность синодика не в этом, а в том, что страницы вынимаются, они на за­щелкивающихся кольцах. На бого­служениях мы раздаем страницы сотрудникам — и они читают! У нас на богослужения приходит много народу, человек 50-60: люди уви­дели, что в синодике их имена, что о них Богу молятся у нас в храме. И я еще раз убедился, что этот вари­ант диалога с обществом работает.

Литургия в эрмитажном хра­ме совершается несколько раз в году: перед большими праздника­ми и в поминальные царские дни. В храме можно делать тематические выставки: была, например, выстав­ка предметов, связанных с царской семьей. Музей есть музей: в храме нельзя зажигать свечи, разжигать кадило тоже нельзя — диакон дела­ет это заранее. Посещать богослу­жения можно по договоренности, а так храм открыт, посетители могут в него войти.

Помощники отца Владимира также составили синодик думских гласных для храма в ЗакСобрании, но священники, которые там слу­жат, к сожалению, не читают их имена за богослужением. Составле­ны синодики для Палаты мер и ве­сов, для Нотариальной палаты.

- Домовый храм, если им зани­маться — отметить святыни, па­мятные даты, взять историю учре­ждения,— становится настоящим центром семьи, в которой сохраня­ется память,— уверен отец Влади­мир.— Особенно это ценно в наше время, когда многие ничего не зна­ют о своих предках. Сделайте такую работу, и люди оценят, будут в храм ходить, и никто не будет говорить, что домовый храм не нужен. Че­ловек сейчас прагматичный, ему нужно понимать, что он к чему-то приобщился, прикоснулся, что он продолжатель какого-то важного дела. Надо дать ему это почувство­вать, и тогда всё будет работать.

«Вода Живая» №9 (236) 2019

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить